Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
К черту на рога К черту на рога

«К черту на рога»: Италия без комплексов

Антон Сидоренко, 15 августа 2016 г.

Национальные европейские хиты — нечастый гость на большом экране в Минске. Основное место в прокате занято Голливудом, и европейское кино представлено или нашумевшем на фестивалях класса «А» арт-хаусом, или голливудоподобными попытками европейских продюсеров оттоптаться на поле мейнстрима.

Итальянский «К черту на рога» в этом смысле приятное исключение. Пройти мимо него, в любом случае, прокатчикам не удалось бы — фильм стал абсолютным чемпионом национального проката у себя на родине за все сто с лишним лет истории кино. Ничего удивительного в этом нет — картина режиссера Дженнаро Нунцианте не просто гомерически смешная, но еще и актуальная: рассказывает о национальных особенностях итальянцев в лучших традициях местной киносатиры, одновременно политической и лирической. Такой, которой пронизаны фильмы Дино Ризи, ленты с великим комиком Тото, великолепные левацкие Фантоцци-фарсы с Паоло Вилладжо, картины Уго Тоньяцци и потрясающие комедии Роберто Бениньи.

В общем, всей той великой итальянской традиции показа «маленького человека» в кино. В случае с «К черту на рога» этого человека зовут Кекко Дзалоне, и это новое имя для русскоязычного зрителя. Хотя в самой Италии этот комик, певец и стендапер довольно популярен благодаря телевизионным шоу. А теперь его, по виду, типичного итальянского тракториста, который накачивает капуччинно крашеных блондинок на террасе кофейни на минском пр.Независимости, придется запомнить всем нам.

Элеонора Джованарди и Кекко Дзалоне в фильме «К черту на рога»
Элеонора Джованарди и Кекко Дзалоне в фильме «К черту на рога»

В «К черту на рога» Дзалоне представляет свой обычный эстрадный образ — придурковатого, хотя симпатичного обалдуя под сорок. Большинство шуток в фильме тоже вполне телевизионного формата, хотя и зверски смешные. По крайней мере, для тех, кто хоть немного интересуется Италией. История попытки уволить мелкого провинциального чиновника из управления охоты и рыболовства (ради оптимизации персонала и экономии государственных средств!) оказывается непрерывной серией разоблачений стереотипов национального характера. Причем, не только итальянского, но и, по ходу развития сюжета, норвежского.

Впрочем, скандинавская линия с айсбергами и белыми медведями потребовалась итальянцам, чтобы лучше всего оттенить себя, любимых. Посмеяться над своими национальными болячками и причудливыми изгибами менталитета. Которые даже в объединенной пока еще Европе выглядят оригинально и самодостаточно.

Авторам фильма можно позавидовать — за ними стоит такая мощная кинотрадиция, что они могут себе позволить не оглядываться на зарубежные аналоги. «К черту на рога» весьма непринужденно рассказывает именно внутреннюю итальянскую историю, не стремясь понравится иностранцам — Италию и так любят как никакую другую страну мира. Поэтому все общественные и ментальные язвы вроде коррумпированного чиновничества или гримас пережитков традиционного общества выглядят на экране мило и по-домашнему.

Лино Банфи и Кекко Дзалоне в фильме «К черту на рога»
Лино Банфи и Кекко Дзалоне в фильме «К черту на рога»

Дзалоне и Нунцианто высмеивают свою прекрасную солнечную страну и ее артистичную, серьезно разбалованную климатом и коррупцией, но такую симпатичную нацию. И нация, судя по нереальным кассовым сборам, им неистово рукоплещет. Не только из-за культурной традиции и привычки к самоиронии, которая идет еще с античных времен, но и потому что «К черту на рога» — кино парадоксально доброе при тех потоках едкой иронии, которые низвергаются с экрана.

А еще кино у Дзалоне и Нунцианто очень красивое и музыкальное. Хотя далеко не такая уж и романтическая комедия, какой фильм представлен нашему зрителю. Романтики в «К черту на рога», на самом деле, полно. Ведь главный герой по ходу дела завоевывает сердце прекрасной норвежки в исполнении Элеоноры Джованарди. Но романтика это нисколько не приторно-пафосная, голливудская, а именно что в русле чаплиновской стилистики кино про маленького человека, которую итальянцы освоили, пожалуй, лучше других великих кинематографических наций.

Фильм не портит даже слегка подслащенный финал и традиционный глухой русскоязычный дубляж. И даже саундтрек в стиле намозолившей ухо феличиты. Дзалоне и сам исполняет две песни в стиле вечноцветущего как Алла Пугачева Сан-Ремо: его кино с одной стороны высмеивает стереотипы, с другой их только подтверждает. Судя по всему, самим итальянцам такой подход пришелся очень даже по душе, что говорит только в их пользу.





архив

2017: По честной цене

Подводя итоги года, не знаешь, за что браться в самом начале: то ли за ударную работу прокатчиков и дистрибьюторов, то ли за сам репертуар, на любой вкус, язык и, соотвественно, кошелек...

«Квадрат»: Родная планета обезьян

Сказать что-то значительное, а не просто прокричать в темноту кинозала дано немногим. Рубен Эстлунд как раз из тех, кто указывает человеку перед экраном на его недостатки и при этом не читает мораль...

«Убийство в Восточном экспрессе»: Остановился поезд

Новая экранизация предназначена зацепить тех, кому интересней пойти на новую версию хорошо известного детектива, чем на очередную часть приключений супергероев в трико...


Пишите нам
© 2018 redmount
мобильная версия
iPhone-версия