Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Неоновый демон Неоновый демон

«Неоновый демон»: Побудь в ее шкуре

Антон Сидоренко, 31 июля 2016 г.

Кинематограф глобализированного датчанина Николаса Виндинга Рефна непознанной, неудобной, по ту сторону добра и зла, природы. Отвратительный и необыкновенно притягательный одновременно.

Новый фильм Рефна «Неоновый демон» — не исключение. Смотреть его местами приходится сквозь прикрытые ресницы. Ну, или, по крайней мере, надев маску потребительского цинизма. Мир фешн-индустрии и дорогостоящего гламура, который, как кажется поначалу, разоблачает режиссер, оказывается жутким сочетанием глянцевых женоподобных монстров и запредельного насилия.

До определенного момента лента кажется именно историей превращения наивной героини повзрослевшей Элли Фаннинг (ставшей похожей на советскую актрису Наталью Белохвостикову) из провинциальной дебютантки с улицы Зыбицкой в нечто гламурное и неживое. Ангелоподобная Джесси проделывает путь пригородного мотеля до подиума, на котором происходит то ли языческий ритуал инициации, то ли переход в другое измерение.

Мистический и визионерский «Неоновый демон» весь состоит из умолчаний и недомолвок. Впрочем, подключить свою собственную фантазию зрителю не удастся — угнаться за режиссером «Неонового демона» простому смертному невероятно сложно.

В своем новом фильме Рефн как режиссер старается заступить на территорию, на которую до него заходили лишь немногие. Режиссер стремится сделать влажные калифорнийские ночи загадочней, чем у Дэвида Линча, а сцены столкновения с неведомым причудливей, чем у Стэнли Кубрика. Местами «Демон» балансирует на грани дешевой фантастики восьмидесятых. С непроницаемо-лукавым выражением лица Рефн играет в «убийство Робота Вертера», используя для подложки жесткие ритмы своего штатного электронщика Клиффа Мартинеса.

Элли Фэннинг в фильме «Неоновый демон»
Элли Фэннинг в фильме «Неоновый демон»

Диапазон сравнений «Неонового демона» широкий — от «Шоу-герлз» Пола Верхувена, до «Побудь в моей шкуре» Джонатана Глейзера. Но главное достоинство этого фильма как раз в том, что сравнивать его можно только с предыдущими работами самого Рефна. Возможно, для кого-то он станет первым шагом в мир авторского кино.

Рефн как всегда чертовски умело скрещивает в кадре Эрос и Танатос, заставляя ангелоподобную героиню юной звезды Элли Фаннинг пройти через все круги калифорнийского ада. В итоге у него получается образцовый арт-триллер, где форма явно в ущерб содержанию: главный демон в фильме — ледяная красота порока. И делать из картины какие-то выводы — только себе дороже.

Автор нашумевшего четыре года назад «Драйва» на 200% эксплуатирует фальшивый блеск гламурной индустрии, в разоблачении и так давно не нуждавшейся. Очевидно, модельный бизнес нужен ему как повод, чтобы провести сидящих в зрительном зале по лабиринту своих изощренных фантазий. Надо признаться, воображение Рефна-постановщика вполне соответствует конкурсу Каннского фестиваля, куда он регулярно попадает со своими фильмами («Неоновый демон» не исключение).

Фирменные гипнотические рапиды Рефна на фоне подиумов и фотостудий сочетаются c невероятными цветовыми и световыми эффектами. Яркие, но холодные мотивы интерьеров «Неонового демона» поразительно напоминают, пожалуй, самый главный англоязычный роман о мире роскоши и высокой моды — «Гламораму» Брета Истона Эллиса. (Рефн, вероятно, лучшая кандидатура на экранизацию этого знакового произведения.)

Джена Мэлоун и Элли Фэннинг в фильме «Неоновый демон»
Джена Мэлоун и Элли Фэннинг в фильме «Неоновый демон»

В «Неоновом демоне» он аккуратно, но с головой погружает зрителя во вселенную хождения от бедра и прочей милавицы. Мужчин в фильме едва ли не три с половиной штуки, из которых один играет модельера-гея, а третий с половиной — как раз тот долгожданный Киану Ривз, который играет подчеркнуто брутальное существо в пяти сантиметрах от дна параллельной калифорнийской вселенной.

Очевидная мизогиния Рефна (несмотря на двух женщин — соавторов сценария) помешала ему сделать сюжет «Демона» хоть сколько нибудь убедительным. Детали и интонации Wоmen World, в котором преимущественно происходит действие картины, постановщику удались неважно. Что и понятно — Рефн живет обычно в мире подчеркнуто мужском — мире насилия, мелкого и крупного криминала.

В некрофильском «Неоновом демоне», впрочем, нет М и Ж, одни инопланетяне, чужие гуманоидного типа. Любопытно, что оператор фильма — как раз женщина, Наташа Брайер. Она обеспечила картине соответствующий названию контрастный изобразительный ряд, словно сошедший со страниц модных журналов 1990-2000-х.

В «Неоновом демоне» очень много пересекающихся с творчеством вышеупомянутого писателя Эллиса моментов, в том числе, с самой его знаменитой книгой «Американский психопат». Пожалуй, нет только самого главного элемента творчества Эллиса — иронии и сатиры. «Неоновый демон» выглядит одуряюще серьезным. По крайней мере, Рефн изо всех сил старался, чтобы фильм выглядел именно таким. Да и глухой дубляж не дает прочувствовать интонацию актеров. Что Фаннинг, что ее коллеги по экрану, включая туповатого красавчика Карла Глусмана, остаются в русскоязычном прокате неуслышанными.





архив

2017: По честной цене

Подводя итоги года, не знаешь, за что браться в самом начале: то ли за ударную работу прокатчиков и дистрибьюторов, то ли за сам репертуар, на любой вкус, язык и, соотвественно, кошелек...

«Квадрат»: Родная планета обезьян

Сказать что-то значительное, а не просто прокричать в темноту кинозала дано немногим. Рубен Эстлунд как раз из тех, кто указывает человеку перед экраном на его недостатки и при этом не читает мораль...

«Убийство в Восточном экспрессе»: Остановился поезд

Новая экранизация предназначена зацепить тех, кому интересней пойти на новую версию хорошо известного детектива, чем на очередную часть приключений супергероев в трико...


Пишите нам
© 2018 redmount
мобильная версия
iPhone-версия