Антон Сидоренко, 4 мая 2014 г.
Ход оказался удачным. Обычно киноверсии служат лишь шикарным надгробным памятником выдохшимся многосезонным телепроектам. «Кухня в Париже» снята в разгар и на волне. Вероятно поэтому так энергична и увлекает даже тех, кто ни разу не видел Дмитрия Нагиева без волос, а главной звездой «Кухни» до этого считал Юлию Высоцкую.
Известный в основном по работе с московским «Квартетом И» режиссер Дмитрий Дьяченко, особо не экспериментируя, снял, по сути, отдельный, двухчасовой, эпизод сериала. Ведь времена, в которых кино диктовало моду и шло впереди телевидения, давно канули в лету. Вот и «Кухня в Париже» спроектирована фактически по телевизионным канонам. Что, однако, не помешало ей состояться на большом экране — он для массового посетителя кинотеатров теперь только дублер маленького домашнего.
Вполне логично, что рано или поздно персонал московского ресторана со снобским названием «Клод Моне» должен был очутиться в городе-мечте среднестатистического обывателя. Столица гастрономических и иных удовольствий в названии, как известно, добавляет зрителей любому фильму. «Кухня» в Париже ограничилась набережной Сены напротив Собора известно-какой-матери и лужайкой перед Эйфелевой башней. Но и этого для полнометражной серии популярного русскоязычного ситкома оказалось вполне достаточно.
Елена Подкаминская и Марк Богатырев в фильме «Кухня в Париже»
Набивший руку на разговорных «О чем говорят мужчины» и других кинопроектах «Квартета И», режиссер Дьяченко умело встроил цепочку типично ситкомовских шуток в конструкцию полнометражного фильма. Импортные жанры разговорных комедий в последнее десятилетие все увереннее чувствовали себя на русскоязычном ТВ. А теперь вот начинают завоевывать и большой экран.
Причем, ситуационная комедия — жанр, полный своих условностей. Надо сказать, легкий лишь на первый и непосвященный взгляд. В данном случае разговорный жанр освоен и использован создателями фильма сполна и довольно успешно. Ничего удивительного в этом, впрочем, нет: шеренги сценаристов русскоязычных ситкомов пополняются в основном за счет легионов участников КВН. Специфический опыт создания этого эстрадно-телевизионного шоу как нельзя лучше подходит для написания сценариев ситкомов и скетч-шоу.
Дмитрий Нагиев и Венсан Перес в фильме «Кухня в Париже»
Веселый и находчивый юмор группы преимущественно узбекских кавээнщиков (к которому и белорусы руку приложили, см. шутку про Лукашенко и надпись на кораблике-ресторане) пришелся как нельзя кстати безумно-неправдоподобной истории про русский ресторан посреди Сены, в котором встречаются президенты РФ и Французской республики. Неправдоподобной не столько по причине последних политических событий, но, в первую очередь, по причине тех самых условностей жанра: ситкому не чужды ни гротеск, ни отчаянное комикование, которое в других обстоятельствах смотрелось бы однозначно нелепо.
Спецэффекты и компьютерная анимация, которая стала обыденной вещью на территории телевизионных шоу, эти условности не меняют. Все равно большая часть шуток в «Кухне в Париже» рассчитана на уши — наследство телевизионной специфики. На месте звездных исполнителей фильма могли быть имена и менее громкие, успех ленты решило качество текста и проворство, с которым этот текст упакован в обертку из мелких гэгов. Весь эффект ситкома строится на мириадах микроскопических аттракционов, выстроенных один за другим во вполне себе телевизионном ритме.
В принципе, все смешалось сейчас в бизнесе зрелищных развлечений: телевизионные стандарты и жанры вполне комфортно ощущают себя на экранах кинотеатров, а то, что еще совсем недавно считалось традиционным кино, все больше находит себя в виде телероманов. А все кино в целом, и телевизионное, и большие аттракционы со стерео-очками, бледновато смотрится на фоне выпусков новостей. Все, за исключением вот таких вот простых и незатейливых комедий как «Кухня». Найти спасение хотя бы на два часа в темноте зрительного зала — всегдашнее зрительское счастье.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...