Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Афера по-американски Афера по-американски

«Афера по-американски»: На фоне тех времен

Антон Сидоренко, 14 февраля 2014 г.

Фильм Дэвида О. Рассела выходит в Минске за пару недель до вожделенной раздачи оскаровских слонов.

Время для его премьеры выбрано чрезвычайно удачно: стартуй он одновременно со Штатами под католическое Рождество, и риск остаться незамеченным картине Рассела у нас был бы более чем велик. Уж очень специфическим заокеанским духом отдают похождения незадачливых мошенников и их нелепого куратора из ФБР

А еще они отдают духом благословенных для Голливуда семидесятых. Когда Скорсезе, Де Ниро и прочие бешеные быки и беспечные ездоки были еще достаточно молоды, энергичны и наивны, чтобы попытаться хотя бы на десятилетие сделать американское кино чем-то более важным, чем обычный ярморочный никелодеон. Без той энергии и наива теперешней «Аферы по-американски» просто не существовало бы. И уже отнюдь не наивный Дэвид О. Рассел не сочинил бы свою великолепную стилизацию, которая вызвала волну невиданного для вполне скромного по масштабам и спецэффектам энтузиазма у американских киноакадемиков.

Впрочем, если бы одной стилизацией все ограничивалось.

«Афера по-американски» — очень атмосферное кино, которое не сводится к одной апелляции к прошлому. Нефтяные кризисы и коррупция политиков семидесятых и прочие уотергейты выглядят детскими забавами на фоне светлого настоящего. Видать, не без этой мысли, все создатели картины, включая великолепных актеров, смотрят на прошлое с высоты сегодняшнего опыта весьма иронично, как старшеклассники на детсадовцев, копающихся в песочнице.

Кристиан Бэйл, Эми Адамс и Брэдли Купер в фильме «Афера по-американски»
Кристиан Бэйл, Эми Адамс и Брэдли Купер в фильме «Афера по-американски»

Дэвид О. Рассел, который этим фильмом вошел в первый ряд голливудских режиссеров, снял великолепное кино о человеческих взаимоотношениях, возможно, куда более странных и причудливых, чем можно было ожидать от типично криминальной ситуации. Отпетые мошенники в исполнении Кристиана Бейла и Эми Адамс оказываются куда более близкими зрителю, чем сонмы положительных персонажей. Небольшой диалог в первой половине фильма о белом и черном, которое на самом деле серое, хорошо иллюстрирует и творческую манеру, в которой снят фильм.

Ни рыба, ни мясо поначалу, картина затягивает ближе к середине и уже не отпускает. Она самый верный кандидат на статус культовой — пересматривать «Аферу по-американски» будет еще интереснее, чем смотреть первый раз. Количество забавных говорящих деталей в ней просто зашкаливает.

Например, в «Афере по-американски» есть отсылка и к 2010-м, точнее, к суперпопулярному, в том числе и в РБ, сериалу «Boardwalk Empire», главный куратор которого как раз Скорсезе, а один из актеров, Джек Хьюстон, играет в «Афере» подручного соратника знаменитого гангстера Меира Лански, который промышлял и в упоминаемом в фильме Рассела Атлантик-сити.

Дженнифер Лоуренс в фильме «Афера по-американски»
Дженнифер Лоуренс в фильме «Афера по-американски»

Самого соратника Лански невыносимо прекрасно (о, как хочется использовать это сочетание рядом с именами практически всех занятых в фильме актеров!) исполняет — прямиком из семидесятых — Роберт Де Ниро. Но всех побивает Дженнифер Лоуренс, неполучение которой «Оскара» за роль второго плана будет самой большой ошибкой Киноакадемии.

Что касается зрителя с культурным бэкграундом победнее, то ему, скорее всего, западет в голову богатый саундтрек с неизменными для фильмов про 1970-е ELO, Томом Джонсом да Боуи с Элтоном Джоном с их «The Jean Genie» и «Goodbye yellow brick road».

Разумеется, шансы на возвращение Голливуда к своему семидесятничеству минимальны. И выход таких замечательных работ как «Афера по-американски» на широкий экран, скорее, исключение из правил. Фильм Дэвида О. Рассела с его человеческим измерением, забавными, как всегда недопонятыми у нас из-за трудностей перевода и глухого русскоязычного дубляжа языковыми и интонационными нюансами, лучше всего выглядит на фоне высокотехнологичных комиксов вроде того же свежего издания «Робокопа».

Исключение, которое только подтверждает правило.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия