Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Капитан Филлипс Капитан Филлипс

«Капитан Филлипс»: За вами приедут

Антон Сидоренко, 19 декабря 2013 г.

Морские путешествия у среднестатистического обывателя уже пару поколений подряд ассоциируются исключительно с увеселительными круизами. О том, что море для кого-то еще и работа, порой трудная и опасная, задумываются немногие.

В картине Пола Гринграсса труженики моря сталкиваются с проблемой, о которой еще пару десятилетий назад можно было прочитать только в романах Рафаэля Сабатини. Теперь о пиратах и захвате больших торговых судов с целью выкупа чуть ли не каждый месяц сообщают информационные агентства. Но выглядят современные пираты порой далеко не так грозно как во времена каравелл и капитана Блада.

Герой фильма, тот самый заглавный капитан Филлипс, попадает в заложники к четверым оборванным сомалийцам. Последние приплыли захватывать огромный контейнеровоз на рыбацкой лодке с подвесным мотором, не имея за душой ничего кроме калашниковых и невероятной дерзости. Дерзость эта оказывается вознаграждена: ради освобождения одного-единственного американского гражданина разворачивается самая настоящая операция с военными кораблями, переговорщиками и специально доставленными на самолетах из Штатов «морскими котиками». Добро, по понятной голливудской причине, торжествует, но осадок после фильма остается. Зрелищный монтаж аттракционов в «Капитане Филлипсе» скрывает те проблемы, которые никаким спецназом не решить.

Том Хэнкс в фильме «Капитан Филлипс»
Том Хэнкс в фильме «Капитан Филлипс»

«Нашим детям в этом мире придется куда тяжелее, чем когда-то нам с вами» — с этого выстраданного заключения героя Тома Хэнкса начинается фильм и путешествие к Африканскому Рогу. В общем-то, эта фраза и является главной в картине. «Капитан Филлипс» пронизан напряжением той борьбы за существование, которая не сводится к банальному размахиванию огнестрельным оружием. Моряки из благополучных США вынуждены отправляться в опасный рейс и рисковать жизнями из-за того, что на их рабочее место претендует еще несколько безработных. Оставшихся без традиционного промысла сомалийских рыбаков гонит в море желание раз и навсегда покончить с нуждой. И те, и другие знают, что в любом случае при первой возможности опять выйдут в опасное плавание…

В «Капитане Филлипсе» речь идет о конфликте локальном, за которым, однако, стоит что-то большее, чем просто желание одних людей захватить собственность других. И команда «Маерск Алабама», и полуголая шайка сомалийца Мусы сходятся в схватке за интересы почти не появляющихся в кадре хозяев. Но белый американец Филлипс сражается еще и за то, чтобы вернуться домой к семье. Видимо, это и помогает ему выжить.

За режиссером Полом Гринграссом твердо установилась репутация «певца катастроф». Причем катастроф с социально-политическим оттенком. Если не считать двух частей вымученной эпопеи про «агента 007»-light Джейсона Борна, то его лучшие картины «Кровавое воскресенье» и «Потерянный рейс» — это именно фильмы-катастрофы, причем основанные на реконструкции громких исторических событий.

Том Хэнкс в фильме «Капитан Филлипс»
Том Хэнкс в фильме «Капитан Филлипс»

В «Капитане Филллипсе» Гринграсс как всегда выступает аккуратным рассказчиком. Аккуратным, но не беспристрастным. Его авторский почерк отличает как раз способность сопереживать своим персонажам. Причем всем без исключения. Так что при просмотре его новой картины быстро возникает стокгольмский синдром. И сомалийских оборванцев с калашниковыми, возомнивших себя супергероями, способными похитить махину размером в половину Могадишо, начинаешь считать жертвами обстоятельств, жестокой глобализированной экономики, мировой капиталистической закулисы и чего только угодно.

Тем более, что исполнители ролей пиратов, особенно исполнитель роли главаря, Баркхад Абди, выглядят совершенными персонажами SOS-репортажей о жизни голодающей Африки. Фактурные пираты даже переигрывают самого Тома Хэнкса, на котором, в принципе, сфокусировано все повествование. И которому в итоге, удается сделать из своего героя не пассивную жертву обстоятельств, а сражающуюся за себя и возвращение к родным и близким личность.

Как и в прошлогоднем победителе «Оскара» «Операции «Арго» Бена Аффлека, в «Капитане Филлипсе» ярко выражена мысль о том, что в «случае чего» большая и звездно-полосатая страна не бросит своих граждан в безнадежной ситуации и приложит любые усилия, чтобы вызволить из заморского плена даже одного-единственного человека вне зависимости от точки на земной поверхности. Только, наверное, никого такая пропаганда уже не успокаивает — сомалийцев с калашниковыми становиться все больше, «котиков» на них не напасешься, а капитану Филлипсу опять в рейс...





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия