Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Дж. Эдгар Дж. Эдгар

«Дж. Эдгар»: Культ личности

Антон Сидоренко, 26 февраля 2012 г.

Для большинства наших современников информация о знаменитом директоре Федерального бюро расследований Эдгаре Гувере до сих пор ограничивается фразой: «Его боялись все президенты». Байопик Клинта Иствуда только поддерживает и развивает эту легенду.

Даже в исполнении Леонардо ДиКаприо фигура фактического создателя одной из самых знаменитых спецслужб мира не становится менее суровой и загадочной.

Восьмидесятиоднолетний ветеран Голливуда Клинт Иствуд вновь на равных конкурирует с куда более молодыми коллегами. Его «Дж. Эдгар» — прекрасно сочиненное, богатое на нюансы кино, которое можно сравнить с хорошо написанным романом. Несмотря на некоторые легко прощаемые недостатки, работа Иствуда впечатляет широтой своего замаха на «самое святое» — основы государственного устройства самой мощной державы ХХ века. Ведь главное для давно состоявшегося как кинематографист Иствуда — не оригинальная форма, а то послание, которое он хотел бы передать зрителю. Причем, в зрителе режиссер видит, прежде всего, неравнодушного члена общества, гражданина своей страны, заинтересованного, чтобы все механизмы самой знаменитой демократии мира работали идеально.

В то, что последние могут давать сбои, Иствуд рассказывал во многих своих лентах: одной из первых на ум приходит недавняя «Подмена», где героиня Анджелины Джоли пытается противостоять коррумпированному полицейскому аппарату и достигает успеха благодаря своему упорству и неравнодушным согражданам.

Леонардо ДиКаприо и Джуди Денч в фильме «Дж. Эдгар»
Леонардо ДиКаприо и Джуди Денч в фильме «Дж. Эдгар»

«Дж. Эдгар» также рассказывает о противостоянии личности и государства. Только главный герой фильма пытается бодаться с госаппаратом не снизу, а сверху, и совсем по другим причинам. Гувер, по версии Иствуда, одержим идеей создать идеальную спецслужбу и на этом пути не останавливается ни перед чем. Даже перед тем, чтобы шантажировать главу государства.

Видавший на посту главы ФБР восемь президентов Гувер у Иствуда — личность тщеславная и во многом ущербная, которая явно не разделяет частное и общественное. Правда, выбор на роль Гувера Леонардо ДиКаприо, актера с однозначно положительной харизмой, позволяет окончательно не демонизировать знаменитого эфбээровца. А представить его сложной и во многом даже несчастной фигурой. Которая, если и не жалости достойна, то, по крайней мере, попытки понимания. Ведь случайным человеком Дж. Эдгар явно не был. Рождению легенде о Гувере во многом способствовал сам Гувер. Что и демонстрирует Иствуд. Но ведь культ личности редко возникает на пустом месте.

Великолепный актер ДиКаприо сделал все, чтобы экранный Гувер максимально раскрыл для зрителя все невидимые стороны Гувера исторического. Перед его героем в фильме не стоит дилеммы, что для него важнее, личные успехи или благополучие державы. ФБР для Гувера — это его, личное, государство в государстве. Не какое-то учреждение, одно из многих, а персональный проект, сублимация отсутствующей семьи, где он, Гувер, одновременно отец и мать 

Леонардо ДиКаприо в фильме «Дж. Эдгар»
Леонардо ДиКаприо в фильме «Дж. Эдгар»

Явный сторонник психоаналитических теорий, Клинт Иствуд сочинил своему Гуверу соответствующую личную жизнь, всю ущербность которой герой ДиКаприо вынужден компенсировать бешеной деятельностью на посту главного американского сыщика. Надо сказать, Гувер из ДиКаприо получился не идеальный, но интересный. Правда, силиконовый грим, по типу того, что совсем недавно испортил российскому зрителю встречу с образом Владимира Высоцкого, превратил состарившегося Гувера и его коллег в каких-то мутантов. Зато в остальном игра актеров и режиссерская работа в «Дж. Эдгар» поражают своим мастерством и точностью передачи нюансов.

«Президенты приходят и уходят, а гуверы остаются». В «Дж. Эдгар» Иствуд не пытается идеализировать государственный механизм, а, наоборот, показывает его недостатки. Главный из которых — государство, демократическое или нет, непосредственно зависит от слабостей конкретных людей, которые им управляют.

Гувер возглавил ФБР в начале 1920-х, когда Соединенные Штаты были на взлете и готовились перенять у европейских держав звание центра мировой цивилизации. А покинул (точнее, умер) в разгар скандального правления Ричарда Никсона и вьетнамской бойни, когда репутация США, как оплота мировой демократии и центра силы была серьезно поколеблена. Ничего ужасного с Америкой за эти годы, несмотря на мрачные прогнозы, не случилось, но гуверы с тех пор как-то измельчали.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия