Антон Сидоренко, 11 января 2010 г.
Очередную попытку привлечь народ в кино на новогодние праздники предпринял Тимур Бекмамбетов, самый успешный российский режиссер и продюсер уходящих нулевых. Американский дебют «Особо опасен» и спродюсированый совместно с Тимом Бертоном мультик «9» поставили его в ряд голливудских небожителей. Но Бекмамбетов решил вернуться в Россию.
Амбиции создателя «Дозоров» понятны. Кому, как не ему, поработавшему в Голливуде, суждено перенести в российское кино успешные заокеанские схемы? Производство кинокомикса про супергероя — едва ли не единственная не освоенная русскоязычными режиссерами голливудская область. Заокеанские сказки в бывшем СССР идут на ура, а свои никак не получаются.
«Черную молнию» Бекмамбетов доверил снимать своим товарищам Александру Войтинскому и Дмитрию Киселеву, людям без особого опыта режиссерской работы в большом кино. Результат не замедлил сказаться: фильм получился безликим как очередная новая станция московской подземки.
Григорий Добрыгин в фильме «Черная молния»
Свежего супермена авторы фильма попытались увидеть в простом студенте, который получил в подарок от отца винтажную «Волгу» с запрятанным глубоко внутри, снабженным «нанонускорителем» двигателем. Собственно, этот ускоритель и делает автомобиль летающим, а студента Диму почти всемогущим. Диму играет симпатичный, но какой-то уж чересчур зажатый в кадре Григорий Добрыгин, актер нового поколения. Ему в пару в кадр подсадили восходящую звезду российского кино Екатерину Вилкову, увы, также словно вырезанную из гипсокартона.
Картонные в «Черной молнии» почти все кроме героя Сергея Гармаша. Хотя по количеству народных актеров брежневского разлива с этой картиной могут поспорить разве что до боли известные ленты Эльдара Рязанова. Тут тебе и Будрайтис (без Адомайтиса), и обязательный для Бекмамбетова Валерий Золотухин, и даже Екатерина Васильева. И привычно исполняющий вселенское Зло Виктор Вержбицкий в роли антигероя-олигарха. Долгая экранная жизнь горячо любимых актеров приятна и понятна, но кого же решил привлечь их именами Бекмамбетов? Уж не бабушек ли с дедушками тех, кому фильм предназначен?
Валерий Золотухин в фильме «Черная молния»
«Черная молния» — невероятно очевидный клон голливудского «Человека-паука» (сюжет практически аналогичный), по уровню зрелищности даже близко не приближается к своему заокеанскому аналогу. В принципе, а что вы хотели на жалкие восемь миллионов долларов? За такие деньги российские специалисты по спецэффектам теперь могут только машину по воздуху перемещать. Никаких тебе массовых сцен, ни масштабных разрушений всем известных по туристическим открыткам видов. Кремль в воздух поднять, понятно, патриотическое воспитание не позволяет. Но как чудесно смотрелась бы сцена, где супергерой по кличке «Черная молния», нарезая круги в небе вокруг шпиля здания МГУ на летающем изделии российского автопрома, вырвал бы истошно вопящего Дмитрия Анатольевича Медведева из лап вконец озверевшего олигарха!
Увы, но бывший креативный рекламщик и выдающийся киноавантюрист (а «Дозоры» были еще какими авантюрами!) Бекмамбетов словно заразился в Голливуде манией перестраховывать финансовые риски. Созданная под эгидой транснациональной корпорации «Universal» «Черная молния» удручает своими шаблонными решениями и выглядит бледно даже на фоне клипа Александра Рыбака, снятого под финальную песню. И совсем уж нелепо смотрится попытка приправить историю парня на летающей «Волге» моралью в духе «Ты должен подняться». Даже для одномерных существ, выросших на пачке чипсов и клип-парадах «молодежных» телеканалов, это явный перебор.
В общем, по репутации Тимура Бекмамбетова как способного создавать неординарное кино продюсера, нанесен первый удар. А русского современного супергероя в кино продолжают искать. И, не исключено, теперь придется подавать аж в федеральный розыск.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...