Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Район № 9 Район № 9

«Район № 9»: Биологическая опасность

Антон Сидоренко, 14 августа 2009 г.

Кажется, в ряду кинематографических держав прибыло. Южноафриканский режиссер Нил Бломкамп удачно дебютировал в большом Голливуде с фантастическим триллером «Район № 9».

Фильм снят всего за тридцать миллионов, а выглядит на все триста: и интрига, и спецэффекты позволяют говорить об одной из лучших картин года. Экзотический для большинства зрителей Йоханессбург, неизвестные исполнители никак не мешают получить сильное впечатление от навороченной истории про застрявших на Земле членистоногих пришельцев.

Продюсер и (вероятно) идейный вдохновитель проекта небезызвестный Питер Джексон, как и Нил Бломкамп, выходец из Южного полушария. Создатель «Властелина колец» вовсю эксплуатировал дикую красоту своей родины Новой Зеландии. Автор «Района № 9» воспользовался экзотическими видами пригородов Йоханессбурга — забитым убогими лачугами пространством, где живут победившие апартеид фанаты Нельсона Манделы, а в фильме, по прихоти фантазии сценаристов, нашли приют миллионы выходцев с другой планеты. Пришельцы эти — нечто среднее между жуками Тима Бертона и арахнидами Пола Верхувена. Но вполне в духе великого тюремного сидельца Манделы разница между «своими» и «чужими» определяется здесь не внешним видом. «Плохими» как раз оказываются алчные земные аборигены, а попавшие в ловушку пришельцы выступают безвинными жертвами.

Кадр из фильма «Район № 9»
Кадр из фильма «Район № 9»

Сюжет двухчасовой картины довольно динамичен и даже непредсказуем, что в Голливуде случается все реже и реже. Нил Бломкамп и его соавторы демонстрируют неплохое владение техникой монтажа, прикрывая ей явную монотонность убогого пейзажа, в котором проходит действие. Главная деталь ленты — гигантский диск корабля пришельцев, безумно красиво зависший над городом, — явное продолжение голливудской фантастической традиции, ведущей свое начало еще от «Близких контактов третьего вида» Стивена Спилберга. И в целом, фантастическое в фильме — неоригинальное, уже виденное, с корнями из книжной научной фантастики сорока-пятидесятилетней давности. А кое-что, ходячий робот-костюм пришельцев, например, здорово напоминает тех же «Трансформеров». Но вот способ подачи — прекрасно сочиненное, использованное все тем же Джексоном мокьюментари, стилизация под документальный телевизионный репортаж, сделано вполне в духе времени.

Резкий и отчасти провокационный, «Район № 9» производит такое сильное впечатление именно потому, что с помощью мимикрии под ТВ, до предела сокращает расстояние между зрителем и экраном. Инопланетная научная фантастика на какое-то время выпала из поля зрения кинематографистов, уступив территорию мистически устроенному фэнтези. Нил Бломкамп смело помещает инопланетян в актуальный контекст, затрагивая вопросы политкорректности, всевластия преступных корпораций и дегуманизации современной цивилизации. Но, прежде всего, как и положено голливудскому режиссеру, он сочиняет зрелище. И этот момент удается ему лучше всего.

Кадр из фильма «Район № 9»
Кадр из фильма «Район № 9»

В фильме Бломкампа есть герой — прогрессивный чиновник корпорации Викус (тоже южноафриканец Шарлто Копли) с подвижным, интересным характером и романтической жилкой внутри. Что самое главное, он совсем не похож на супермена и превращается в него (в буквальном смысле) по ходу картины. В фильме есть экшен — боевые сцены трудно назвать самыми масштабными в истории кино, но они внятные и продуманные и вполне увлекают. Наконец, есть спецэффекты, которые использованы с умом, чтобы подчеркнуть реальность всего происходящего. То есть, и гигантский корабль над горизонтом, и секретная лаборатория по свежеванию инопланетных туловищ выглядят вполне натурально. Именно так они могли бы выглядеть на самом деле. В общем, фильм очень цельный и сделан не для того, чтобы продемонстрировать компьютерные аттракционы или грудь суперзвезды.

Последнее обстоятельство и настораживает: чипсоеды могут не оценить тех сложных эмоций, с которым выходишь после просмотра из кинотеатра. Самое главное в проекте Джексона-Бломкампа то, что он не заточен на примитивные эмоции в духе «американских горок». «Район № 9» оставляет противоречивое ощущение, которое, верно, сохраниться до «Района № 10», в который если верить авторам, и загнали в финале несчастных инопланетян.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия