Антон Сидоренко, 31 июля 2008 г.
Со времени предыдущей, второй части комедийной «Мумии» прошло уже семь лет. С того времени в кинотеатрах почти сменилось поколение зрителей, а те, кто смотрел ранние серии (в основном на видео) успели вырасти и хорошенько подзабыть кто, как и с кем. В итоге, с героями эпопеи приходится знакомиться заново, и это знакомство слегка разочаровывает. Потому что при самом беглом взгляде на семейство археологов О’Коннелов становится понятно, что оно очень похоже на семейство археологов Джонсов. Разве что глава семьи Рик О’Коннел (Брендан Фрейзер) не ходит налево. Да и исполнителю роли О’Коннела-младшего Люку Форду очень далеко не только до Харрисона Форда, но и до Шайи Ла Бефа в роли младшего Джонса.
Впрочем, если бы кто и захотел охарактеризовать персонажей третьей «Мумии», то его, скорее всего, ждало бы разочарование. Характеризовать здесь некого и нечего. Актеры в этом фильме очередные движущиеся предметы и не более того. Временами они совсем теряются на фоне оживленных компьютерами мумий, скелетов и т.п. Ведь в этот раз оживают не несколько жалких египетских останков, а, не больше — не меньше, вся терракотовая армия знаменитого Желтого императора Цинь Шихуанди.
Джет Ли в фильме «Мумия: Гробница Императора Драконов»
Для Китая Цинь Шихуанди — это как Иван Грозный, Петр Первый и Иосиф Виссарионович Сталин вместе взятые для России. Отношение китайцев к Желтому императору, как и к его главному фанату Мао Цзэдуну, неоднозначное, но, скорее, положительное. Все-таки Цинь Шихуанди впервые объединил разрозненные китайские государства и научился эффективно обороняться от кочевых народов. Опять же, начал (по легенде) строить Великую китайскую стену. При этом, конечно, характер он имел недетский, как заведено у восточных деспотов, страдал паранойей, ну и т.п.
Неудивительно, что либерально настроенные западные киношники в своем фильме выставили легендарного императора и его удивительную армию (несомненно, одно из чудес света!) страшнейшей угрозой для всего человечества. Угрозой настолько ужасной, что остановить ее смогло только несколько клоунов-археологов с советскими автоматами ППС-43. Которым, однако, помогала добрая колдунья с дочкой и другая армия покойников. В пересказе сюжет третьей «Мумии», как и большинства подобных фильмов, выглядит полным бредом. Но, в отличие от большинства подобных фильмов, третья «Мумия» выглядит бредом и при просмотре. Чувствуется, что основное внимание авторы уделили спецэффектам, напрочь забыв об актерах. В результате, фильм напоминает не авантюрную комедию, которой были первые две части, а веселую кукольную сказку для летнего детского лагеря. Шутки в третьей «Мумии» какие-то натужные, а самым интересным спецэффектом стали не ходячие скелеты, которые со времен «Пиратов Карибского моря» уже никого не удивляют, а горящая (взаправду) задница одного из героев.
Забавно, что играет неуравновешенного императора прошедший через огонь и воду кунгфуистского трэша Джет Ли, которому привычнее всего исполнять «хороших» героев. Ничего удивительного: в голливудском кино китайцы постепенно снова становятся «плохими». Понятно, почему официальный Пекин негативно воспринял третью «Мумию»: фильм целиком предназначен для американизированного зрителя. Ведь даже дракон, в которого по ходу дела обращается Джет Ли, в китайской мифологии фигура положительная…
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...