Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Жестокость Жестокость

«Жестокость»: Женский мир

Антон Сидоренко, 26 февраля 2008 г.

Уверен, многие пойдут на этот фильм только из-за Ренаты Литвиновой. Но главная героиня там другая — не хрупкая, мечтательная Рената-Зоя, а жестокая девочка-подросток Вика. И сам фильм дебютантки Марины Любаковой словно призван разрушать детские иллюзии.

От обычных для кино сказок его отличает полное отсутствие хэппи-энда, а от серьезных фильмов «за жизнь» развлекательный драйв и прямолинейные выводы. Но скорее всего, он будет не будет интересен тинэйджерам, для которых лента Любаковой будет казаться слишком простой.

«Жестокость» спродюсировал Павел Лунгин, которого в последнее время тянет на молодежную тематику. (Недавно Лунгин стал продюсером римейка фильма Владимира Меньшова «Розыгрыш»). Название фильма Любаковой слишком расплывчатое и поэтому неудачное. Под таким названием может скрываться и триллер, и фильм ужасов. А на самом деле «Жестокость» — попытка острой психологической драмы, не такая уж и частая в современном российском кино.

Вика имеет все приметы «трудного подростка». Неполная семья, где уставшая мать тянет лямку за троих, отсутствие жизненных перспектив и ершистый характер. Однажды Вике попадает в руки фотоаппарат, с помощью которого она пытается заработать денег не совсем честным путем. А именно, пытается шантажировать своими фото одного менеджера. У лысого, малопривлекательного, но богатого менеджера есть жена и любовница. И Вика решила воспользоваться этим обстоятельством. Но менеджер нанимает амбалов, которые учат Вику уму-разуму. После этого Вика объявляет менеджеру войну и находит самое его уязвимое место. Этим местом оказывается любовница в лице хрупкой Зои — женщины-жертвы в исполнении Литвиновой.

Рената Литвинова и Анна Бегунова в фильме «Жестокость»
Рената Литвинова и Анна Бегунова в фильме «Жестокость»

А вот дальше действительно начинается жестокость. Мир груб и за свои права надо бороться любыми методами, иначе тебя съедят. Этот жизненный принцип Вика усваивает очень быстро и пытается обучить ему Зою. Зоя намного старше и образованнее, но звериной психологии принять не желает, за что в итоге и расплачивается.

Режиссеру хорошо удается держать внимание зрителя, постоянно противопоставляя обеих героинь. Дебютантка Анна Бегунова очень удачно играет брошенного в мясорубку реальности ребенка, существо с примитивным, черно-белым восприятием действительности, колючую нонконформистку. Литвинова женственна и воздушна как никогда, а ее повидавшая жизнь героиня предпочитает страдать, потому что знает: жизнь не так однозначна, как может показаться человеку в семнадцать лет. Но энергичная Вика оказывается сильнее и вовлекает Зою на опасную тропу мести.

Анна Бегунова в фильме «Жестокость»
Анна Бегунова в фильме «Жестокость»

Фильм Любаковой можно с полным основанием назвать феминистским. В России таких снимают все больше и больше. Достаточно вспомнить «Путешествие с домашними животными» Веры Сторожевой — кино неудачное, но признанное вполне актуальным. Вот и в «Жестокости» нет хороших мужчин. Вместо мужчин одни подонки, ублюдки, потенциальные насильники или, в крайнем случае, лохи. Единственное существо с первичными половыми признаками мужского рода, которое в фильме показано положительно, оказывается танцовщиком-бисексуалом с сильным креном в гомо.

Ничего удивительного в этом нет. Просто в бывшем СССР происходят те же процессы, которые были на Западе двадцать-тридцать лет назад. Мир становится женским. Женщины активно осваивают мужские профессии (и кинорежиссура здесь не исключение). И даже более успешно включаются в рыночные процессы, чем мужчины. Поэтому оказывается, что мужчины женщинам становятся нужны только на непродолжительный период спаривания, ровно так, как раньше женщины были нужны некоторым мужчинам. А то мужчины становятся и вовсе не нужны. Недаром в «Жестокости» есть прозрачные намеки на лесбийские отношения.

Собственно, в фильме не многое указывает на то, что Вика женщина. В финале она впервые появляется перед зрителем при полном женском параде: на каблуках и в платье. Но внешность, которую Вика заимствует у Зои, зрителя уже не обманывает: внутри Вика — злобное, агрессивное существо, нацеленное на причинение боли и страданий всем, кого встретит на своем пути. Вне зависимости от того, мужчина это или женщина.





архив

2017: По честной цене

Подводя итоги года, не знаешь, за что браться в самом начале: то ли за ударную работу прокатчиков и дистрибьюторов, то ли за сам репертуар, на любой вкус, язык и, соотвественно, кошелек...

«Квадрат»: Родная планета обезьян

Сказать что-то значительное, а не просто прокричать в темноту кинозала дано немногим. Рубен Эстлунд как раз из тех, кто указывает человеку перед экраном на его недостатки и при этом не читает мораль...

«Убийство в Восточном экспрессе»: Остановился поезд

Новая экранизация предназначена зацепить тех, кому интересней пойти на новую версию хорошо известного детектива, чем на очередную часть приключений супергероев в трико...


Пишите нам
© 2021 redmount
мобильная версия
iPhone-версия