Антон Сидоренко, 3 декабря 2007 г.
Ожидания Конца Света после двухтысячного года не схлынули, но даже усилились. Кино, как самый верный барометр носящихся в обществе идей, постоянно отзывается фильмами о катаклизмах и катастрофах. Причем, все чаще режиссеры фильмов-катастроф сосредотачиваются на конкретном обывателе и его семье, следят за кинокошмаром глазами одного человека. Именно по этому пути идет в литературе Стивен Кинг, чьи герои предельно конкретны и всегда воплощение пресловутого «среднего класса». Небольшой роман «Туман» Кинг написал много лет назад в эпоху противостояния США и СССР, когда все не без оснований ожидали ядерного апокалипсиса. Теперь причин возможной вселенской катастрофы прибавилось, взять хотя бы «Глобальное потепление». Мы даже не знаем, с какой стороны ждать напасти — то ли от вышедших из повиновения компьютеров, то ли от сбежавшей из секретной лаборатории заразы. Белая непрозрачная мгла, несущая ужасную смерть, — прекрасный символ нашего неведения.
«Мгла», созданная по вышеупомянутому кинговскому роману, начинается без особых аттракционов, как многие голливудские фильмы с не шибко большим бюджетом. Ночная буря нарушает привычный уклад жизни в небольшом городке в восточной части США. Главный герой в исполнении похожего на Тома Хэнкса Томаса Джейна (видно сам Хэнкс стоит слишком дорого) со своим сынишкой отправляется в ближайший супермаркет за покупками. В том же супермаркете уже собирается полгородка — своеобразный срез американского общества. Там есть и преуспевающий адвокат, и учительница, и трое солдат, на днях отбывающих в Ирак. И много кто еще. Словом, те самые, «простые американцы». Но вот городок накрывает таинственный, абсолютно непрозрачный туман. Люди в панике закрываются в магазине. Никому ничего не известно. Ясно одно — произошла какая-то непонятная и очень страшная Катастрофа.
Томас Джейн в фильме «Мгла»
Лента Фрэнка Дэрабонта интересна уже тем, что ее герои — не обкуренные тинейджеры, как в большинстве ужастиков последнего времени, а в основном взрослые, состоявшиеся люди. И весь смысл фильма в том, как они реагируют на создавшуюся экстремальную ситуацию. Схема классическая — замкнутое пространство (супермаркет) и растерянные, испуганные люди. Родные и близкие остались в ужасном тумане и непонятное Нечто поглощает каждого, кто ступил за порог.
Чтобы справится с катастрофой, нужен жизненный опыт. Единственный из героев подросткового возраста оказывается самым тупым и гибнет самым первым. Но и опыт нельзя применить без интеллекта. Дэрабонт идет в своем кино дальше Кинга и с помощью довольно простой работы оператора Ронна Шмидта рисует несколько портретов людей из разных социальных слоев. Самый преуспевший в жизни, то самое воплощение «американской мечты», чернокожий адвокат Нортон (браво Андре Брогер!), не терпит, чтобы им кто-то управлял и идет в смертельный туман, не в силах вынести ущерба своему авторитету. Пролетарий-алкоголик (прекрасная работа Грегга Браззела) предсказуемо оказывается моральным дегенератом, без собственной точки зрения. Самыми слабыми и пассивными (и это явный укол от Голливуда в сторону современного американского государства) оказываются те, кто должен защищать свой народ, то есть военные. Мало того, что именно они стали причиной смертельного тумана, так они еще и решили свалить в сторону посреди всей истории, причем самым жалким и бессмысленным способом. Остальные американцы в супермаркете ведут себя как стадо овец и подчиняются тому, кто говорит громче и увереннее — религиозной кликуше в замечательном исполнении Марши Гэй Харден.
Томас Джейн и Тоби Джонс в фильме «Мгла»
Как и при всех катастрофах, выживают те, кто сильнее не физически, а духовно. У кого оказывается крепче психика. Показательно, что эти выжившие — люди интеллигентных профессий. Главный герой — художник, пожилая учительница с молодой коллегой, инженер-пенсионер. Единственный «неинтеллигент» — пресловутый «маленький человек», действительно небольшого роста менеджер супермаркета Олли (Тоби Джонс), который внезапно раскрывается и в экстремальных обстоятельствах становится героем.
Актерская игра во «Мгле» просто великолепна. Именно здесь замечаешь, что голливудские маски-штампы могут не вызывать оскомины и производить большое впечатление, если этих штампов очень много и они предъявлены к месту. Актеры у Дэрабонта явно не ожидали вдохновения, а играли на наработанной технике.
Сам режиссер тоже не изобретал колеса. Как и роман Кинга, который является переиначенной «Войной миров» Герберта Уэллса, фильм Дэрабонта можно считать производным от «Войны миров» Стивена Спилберга и эпопеи про «чужих». Самих «чужих» режиссер «Мглы» явно позаимствовал у Пола Верховена и его «Космического десанта». Но лента Дэрабонта — очередной пример: кино — это не «Что», а «Как». «Мгла» — не фильм ужасов, а психологический триллер высшего порядка. Верный показатель мастерства режиссера в таком жанре — отсутствие задающей настроение музыки. Дэрабонту вполне удается нагнетать напряжение и без помощи дополнительных стимуляторов. Музыка во «Мгле» появляется только в конце — предельно печальном и переворачивающем все с ног на голову. И это отсутствие хэппи-энда заставляет посмотреть на свой мир совсем другими глазами.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...