Антон Сидоренко, 14 мая 2007 г.
В ретроспективу, которая продлится с 14 мая по 25 июня, вошли фильмы Милоша Формана, Веры Хитиловой и Юрая Якубиско.
Чешское и словацкое кино всегда привлекало внимание. И тогда, когда эти страны были в едином государстве, и теперь, когда они опять вместе, только уже под знаком Евросоюза. Ничего удивительного в этом нет, на земле с такими мощными культурными традициями и богатой историей сам бог велел снимать интересное кино. Одна только Прага чего стоит! Прага — это целая Вселенная, почти в самом центре которой нашлось место для знаменитой FAMU (FILMOVÁ FAKULTA AKADEMIE MÚZICKÝCH UMĚNÍ). Все чешские кинорежиссеры и драматурги окончили именно этот аналог московского ВГИКа. В том числе и герои очередных заседаний клуба «Феномены кино».
Конечно, главным из них следует считать Милоша Формана. Как утверждают киноэнциклопедии, этот ученик Милана Кундеры стал родоначальником целого направления в киноискусстве. И что приятно, до сих пор в строю: на днях, правда, только в Москве, вышел на экраны его новый фильм «Призраки Гойи».
В «Ракете» покажут три лучшие картины голливудского периода Формана.
«Пролетая над гнездом кукушки» — культовая экранизация культового романа Кена Кизи. Второй фильм в истории, получивший сразу пять «Оскаров». Успех этой ленты неудивителен. Кто мог правдивее всего показать весь ужас тоталитарного общества, если не человек, проживший в этом обществе почти сорок лет? Эту работу Формана можно назвать двойным шедевром, потому что в ней гениально сыграл Джек Николсон, он в представлении не нуждается.
Сидней Лэссик, Джек Николсон и Уилл Сэмпсон в фильме «Полет над гнездом кукушки»
В «Рэгтайме» Форман опять обратился к американской литературе. «Рэгтайм» — лучший роман И. Л. Доктроу, одна из главных американских книг ХХ века. Непонятно, как снимать кино по этой книге доверили иностранцу, да еще и иммигранту из социалистической тогда страны. Но результат оказался более чем приемлемым. Интереснейший роман Доктроу (от него просто не оторваться, честное слово!) у Формана получился еще более увлекательным. Этот фильм — редкий пример серьезного кино, которое не усыпляет.
И, наконец, «Амадеус», который Форман снимал на американские деньги на родной студии «Баррандов» в Праге, один из самых удачных голливудских фильмов в жанре «байопик». Форман сделал его с легкостью Моцарта и глубиной переживаний Сальери, поэтому воспринимается он особенно близко к сердцу.
В июне «Феномены кино» покажут по два фильма других участников так называемой «чехословацкой новой волны» Веры Хитиловой и Юрая Якубиско. Эти режиссеры после событий 1968-го года предпочли период молчания на родине отъезду за груницу. Но когда им опять было позволено снимать кино, они сделали по несколько ярких и запоминающихся картин. На них стоит обратить особое внимание, потому что фильмы Хитиловой и Якубиско очень редкие гости на полках с DVD и не бывают на телеэкране. Да и в кинотеатрах их показывают чрезвычайно редко.
Расписание показов в кинотеатре «Ракета»:
14 мая. «Пролетая над гнездом кукушки» (США, 1975) реж. Милош Форман
21 мая. «Рэгтайм» (США-Великобритания, 1981) реж. Милош Форман
28 мая. «Амадей» (США, 1984) реж. Милош Форман
4 июня. «Занос» (Чехословакия, 1981) реж. Вера Хитилова
11 июня. «Копытом туда, копытом сюда» (Чехословакия, 1988) реж. Вера Хитилова
18 июня. «Построй дом, посади дерево» (Чехословакия, 1979) реж. Юрай Якубиско
25 июня. «Сижу на ветке и мне хорошо» (Чехословакия-Германия, 1989) реж. Юрай Якубиско
Все показы начинаются в 19.00.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...