Антон Сидоренко, 18 марта 2004 г.
Это потом, после крупнейшей земельной сделки в истории человечества, когда французы уступили эти земли американцам (да-да, Аляска и та по площади меньше), появились Теннеси, Алабама, Джорджия, Каролина и остальные. А пока испанские и французские колонизаторы на столетия вперед заселили леса и болота американского Юга своими предрассудками, суевериями, сказками и преданиями, густо замешав это варево на культуре некогда обитавших здесь индейских племен. И даже сотне дэвидов линчей за тысячу лет это варево не переварить.
Этнографический ресурс вышеупомянутой территории так велик, что именно он породил большинство великих американских литераторов. И уж Голливуд всегда знал, как надо пользоваться этим замечательным ресурсом! Стоит только вспомнить «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл или «Убить пересмешника» Харпер Ли, а уж Тенесси Уильямса и Трумена Капоте и упоминать не стоит. На фильмах по их произведениям сделали себе мировые имена самые звездастые американские звезды.
Тим Бертон прочитал роман «Крупная рыба» Дэниела Уоллеса уже после того, как ознакомился со сценарием. Но кому как не изобретателю самых страшных и трогательных кошмаров перед Рождеством было взяться за историю, где на каждой странице полным-полно ведьм, великанов и карликов-оборотней?
Элисон Ломан и Эван Макгрегор в фильме «Крупная рыба»
Правда, как и в других своих сказках, Бертон зрителя не пугает, а наоборот, привораживает причудливым зрелищем им самим изобретенного мира. Мир «Крупной рыбы» до боли напоминает предыдущие миры этого Злого Сказочника. Лес, по которому путешествует герой Эвана Макгрэгора, мы видели в «Сонной лощине» — тоже этнографической сказке, только основанной на северном, англо-голландском фольклоре Штатов. Домики городка «Мираж», куда главного персонажа «Крупной рыбы» приводит лесная дорога, словно перенесены из «Эдварда руки-ножницы» и т.д. Маэстро идет по проторенному пути, но, как говорит сам режиссер, главным для него в этот раз была все-таки сама идея картины.
Традиционная Американская Мечта включает в себя не только успех в бизнесе, но, в первую очередь, семью и уютный дом с бассейном. Версия Дороги к Мечте Тима Бертона сказочна и полна волшебных открытий. Эдвард Блум, идет к своей цели почти что по дороге из красного кирпича (которая тоже, кстати, изобретение американского сказочника). Вместо Дровосека, Страшилы и Льва на дороге водятся вполне достойные заместители. Один Великан чего стоит! Только персонажи «Крупной рыбы» ближе к персонажам «Вина из одуванчиков» Рэя Бредбери, чем к героям «Волшебника из страны ОЗ». Да и многие перипетии сюжета Уоллеса-Бертона (вроде стеклянного глаза ведьмы, блестяще сыгранной Хеленой Бонэм Картер или таинственного цирка) словно перенесено из мистических произведений Брэдбери.
В конце пути — награда — тот самый Дом и Семья. Кроме того, теперь мы знаем, чем завершается образцовая Американская Мечта. Реинкарнацией в крупную рыбу. И заслуженным отдыхом в пруду.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...