Антон Сидоренко, 25 марта 2004 г.
Сон «Киноклуба» был так глубок и летаргичен, что смахивал на кому. А из комы, как известно, полшага до полного небытия. К счастью, вовремя подвернулось Посольство Японии со своей программой «Праздник цветущей сакуры: весенняя панорама японского кино».
Японской программой будут удовлетворены даже самые привередливые знатоки. Как и все в искусстве Страны Восходящего Суси, эта связка картин лаконичная, но подобрана она с большим вкусом. Один Ясудзиро Одзу чего стоит! Показ «Поздней осени» во вторник не пользовался ажиотажным спросом, гипераншлага не было — не Миядзаки все-таки, но такой единодушной «сцепки» публики с экраном и эмоционального ее диалога с фильмом в «Победе» я не встречал давно. При том, что большую часть публики составляла молодежь, оснащенная т.н. «клиповым сознанием». Вряд ли большинство из них стало бы задерживаться у телевизора, показывай Одзу БТ или даже оставшийся в легендах канал «Культура». (К слову, «Культура» когда-то Одзу показывал). Некоторые из молодых поклонников Мураками (обоих, надо полагать) искренне спрашивали перед сеансом: а это будет Китано, да? И хотя это был совсем не Китано, а снятый в далеком 1960 году, уже довольно старомодный фильм давно ушедшего режиссера, «Позднюю осень» смотрели с открытым ртом. Потому что Искусство.
«Киноклуб» как раз и задумывался как способ показать минским киноманам искусство нешаблонное, редко встречающееся даже на видиокассетах. Было все это более десяти лет назад (точную дату мне установить трудно, тем более, что юбилей никак не отмечался и не освещался). По молодости начальный этап деятельности «Киноклуба» я пропустил и знаю о вынесенных стеклах и дверях Дворца профсоюзов только с восторженных рассказов современников событий. Но прошло совсем мало лет и я с энтузиазмом штурмовал черный ход липового парфенона на Октябрьской площади, прорываясь на очередную программу то ли Годара, то ли другого, не менее художественного художника.
Надо отметить, что вышеупомянутый Дворец был, на мой взгляд, лучшим пристанищем за все время существования «Киноклуба». Даже зал, где показывались шедевры, самим своим видом внушал к ним уважение. Выражаясь религиозным языком, это было «намоленное» место. Года с 2000-го «Киноклуб» стал переезжать из зала в зал, пока не остановился на «Победе». А энтузиаст «Киноклуба» Светлана Савчик даже стала директором этого кинотеатра. (Остальные энтузиасты: Гера Глик и Максим Жбанков, разумеется). «Победа» после ремонта стала одним из лучших кинотеатров Минска. (Правда, dolby все равно надо периодически настраивать...). До начала этого сезона все было просто идеально, но с прошлой осени любимый «Киноклуб» не просто забуксовал, его практически не стало. Наконец, он, похоже, просто исчез. По крайней мере, на программке «Праздник цветущей сакуры» никакого упоминания о «Киноклубе» просто нет.
Не будем рассуждать о причинах прискорбной комы «Киноклуба». Во многом этому поспособствовал мировой экономический кризис. Все очень просто: основными спонсорами кинопоказов были посольства, а из-за сокращения бюджета многим из них срезали расходы на культурные программы. Да и нет среди дипломатов сейчас таких энтузиастов своего дела как месье Франсуа Лоран. Но дело не в посольствах. Причины свои, местные, чисто человеческие. Обсуждать их сейчас не хочется. Лучше поговорим о перспективах: где нам теперь смотреть интересное кино?
Среди минчан всегда найдутся сумасшедшие, готовые отдать вечер для просмотра раритетного кино. А вот мест, где они это могут сделать, в Минске почти не осталось. Так, кинопрокат на Московской мы сразу отметаем, как самый крайний вариант. Настоящее кино есть только на пленке и в кинотеатре со зрителями вокруг тебя. Еще несколько лет назад в «Пионере» функционировал киноклуб «Профиль». Правда фильмы для него брали только из хранилища нашего проката. До сих пор это хранилище содержит залежи очень любопытных киноископаемых. Иногда их на время извлекают на свет и тогда можно насладиться настоящими шедеврами. Как удачный пример — две ретроспективы прошлого года в «Мире», Микеланджело Антониони и кино 1980-х. Минус такого варианта: пользоваться можно только резервами хранилища нашего проката. Кроме того, что они ограничены (там есть только закупки Госкино СССР, понятное дело, никакого Джармена и т.п. там нет), время тоже играет против пленки, на которой напечатаны шедевры. («СВЕМА» во все времена годилась только для камеры «СМЕНА-8м», а ни о каком КОДАКЕ для прокатных копий речи тогда не шло). Было бы здорово, если бы та же «Победа» или «Центральный», в котором проходят встречи с деятелями отечественного кино, взяли бы на себя смелость показывать старые копии из хранилища. Там есть много чего интересного.
Следующий вариант — Музей Истории Белорусского Кино, что около гостиницы МИНСК. Кстати, там с успехом уже прошли две коллекционные программы при помощи ГЕТЕ-института. Для показа 16-мм раритетов места лучше не придумаешь, там можно такой организовать киноклуб… М-мм! К сожалению, в просмотровом зале Музея, согласно пожарным нормам, помещается только 50 киноманов и ни одним больше.
Киноформат 4х4. Да, кино там чаще всего показывают интересное, но не шибко оригинальное. В Москве такие фильмы обычно идут в обычном прокате, а самое главное, они новые, временем не проверенные. А через полгода — год их все равно демонстрируют по телевизору.
Наконец, «Дом кино». Если кто-то еще не в курсе, то после полутора десятка лет виртуального существования «Дом кино» может обрести, наконец, пристанище в «Партизане». Для этого «Партизан» с 1 апреля ставят на капитальный ремонт. Но, что будут показывать в нем после ремонта, кроме «Анастасии Слуцкой», пока неизвестно. Хотелось бы, чтобы новый «Дом кино» хоть немного поддержал славу старого, в Красном Костеле, где многие минские киноманы впервые познакомились с Большим Кино.
Не отметая приведенные варианты, мне очень хочется верить в Воскресение «Киноклуба». Чуть меньше, чем в Воскресение Христа, но все-таки очень. Пускай даже в неотремонтированном Дворце профсоюзов, и даже без долби.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...