Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Престиж Престиж

«Престиж»: Дядюшка Покус

Антон Сидоренко, 3 февраля 2007 г.

«Престиж» — это, оказывается, заключительная часть фокуса и картина с одноименным названием про иллюзионистов столетней давности, а не глянцевый журнал с Люсей Лущик на обложке.

Хотя Люся Лущик с ее цирковым опытом в фильме Кристофера Нолана смотрелась бы неплохо. Конечно, если бы Нолан решил снимать Люсю вместо Скарлетт Йоханссон.

«Престиж» — лучший голливудский фильм в нашем прокате за последний год, это уж точно. Обидно, если кто-то пропустит его из-за слишком невразумительного названия и негромкой рекламной кампании. Тут действительно пожалеешь об отсутствующем пока в Минске мультиплексе. В центральных кинотеатрах «Престиж» продержался только неделю и уступил место менее качественной голливудской продукции. Что поделаешь! Фильм Нолана слишком далек от комикса — самого распространенного голливудского жанра. Режиссер, который как раз завис между двумя «Бэтменами», создал причудливую смесь из ретрофантастики, триллера и производственной драмы.

Конкуренция — дело благородное. Особенно в такой специфической отрасли, как шоу-бизнес. Чем больше суетятся шоумены, тем интереснее зрителю. В «Престиже» конкурируют сразу два престидижитатора (фокусника-манипулятора), пардон за невольный каламбур. Один (Хью Джекман) хороший, другой (Кристиан Бейл) номинально плохой. За два с лишним часа они сто раз успеют поменяться местами, совершить множество убийств и открыть зрителю чертову дюжину замечательных секретов.

Кристиан Бэйл и Ребекка Холл в фильме «Престиж»
Кристиан Бэйл и Ребекка Холл в фильме «Престиж»

Секрет самого Кристофера Нолана в том, что ему удалось создать замечательно сбалансированное зрелище, в котором не провисает ни один из элементов. Сценарий написан самим режиссером в соавторстве с братом Джонатаном по роману другого британца — Кристофера Приста. Запутанный ход романа превратился в еще более запутанное экранное действие. Как хороший фокусник, режиссер держит зрителя в постоянном напряжении, без конца манипулируя его вниманием. Что такое кинематограф, как не монтаж аттракционов? — утверждал много лет назад великий Сергей Эйзенштейн. «Престиж» — монтаж аттракционов во всех смыслах. Нолан-режиссер и Нолан-сценарист удерживают наше внимание благодаря плотному драйву, быстрой смене декораций и множеству загадок, которые раскрываются постепенно и непрестанно.

Смотреть «Престиж» надо очень внимательно. Сюжетные линии и непрерывные флэшбеки перемешаны так густо, что, отвернувшись от экрана даже на тридцать секунд, можно навсегда испортить себе впечатление от фильма. По этой же причине «Престиж» обязательно нужно смотреть в кинотеатре. Решив связаться с DVD, вы рискуете остаться вне удивительной ауры фильма. А в умении создавать эту ауру Кристофер Нолан уступает из ныне живущих в Голливуде, пожалуй, только Тиму Бертону (который, кстати, тоже руку к Бэтмену приложил).

Энди Серкис, Дэвид Боуи и Хью Джекман в фильме «Престиж»
Энди Серкис, Дэвид Боуи и Хью Джекман в фильме «Престиж»

Голливудское кино в последнее время отличается невыносимым занудством и отсутствием свежей мысли. Нолан очень правильно скомбинировал все возможности, которые ему предоставила погрязшая в бесконечных римейках Фабрика грез. Он старательно избегает киноштампов. Принципиальное отличие «Престижа» от других киноаттракционов в том, что главное в нем — банальные человеческие страсти. Компьютерные спецэффекты, конечно, на съемках использовались. Но режиссеру хватило ума их не выпячивать, и магия викторианской эпохи в фильме была сохранена.

«Престиж» снят про Человека для Человека, а не для развалившегося в кресле аморфного существа с поп-корном в черепной коробке. Видимо это почувствовал Дэвид Боуи, последнее время по состоянию здоровья фигура все больше непубличная. (В «Престиже» он появляется в ключевой роли изобретателя Николы Теслы). Боуи обычно снимается в ярко выраженных арт-проектах и на ширпотреб не разменивается. Хотя на полноценный арт «Престиж» претендует лишь отчасти, на фоне остального киномакдональда он смотрится потрясающе.

Не удивлюсь, если вдохновленные успехом продюсеры уже замышляют «Престиж 2». Но продолжение будет однозначно обречено на провал. «Престиж» — товар штучный и клонированию не поддается. Хотя в последнем на сто процентов я не уверен. Ха-ха-ха.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия