Антон Сидоренко, 15 августа 2006 г.
С полугодовым опозданием после русскоязычной премьеры до Минска все же добрался мультфильм Тима Бертона «Труп невесты». Наверняка многие фанаты Бертона (вроде меня) не выдержали и посмотрели эту картину на DVD, как и затерявшийся в черной дыре между двумя союзными столицами игровой фильм Бертона с живыми актерами «Чарли и шоколадная фабрика». Почему к нам не привезли «Чарли» — интересный вопрос, а посмотреть «Труп невесты» еще один раз на большом экране тоже неплохо.
Полное название мульта «Труп невесты по Тиму Бертону». Дополнение в виде имени режиссера не случайно. В стандартно-размеренном мире современного Голливуда работы Бертона остаются едва ли не единственным примером авторского стиля. Причем стиля массового, рассчитанного не на ограниченный круг почитателей арт-хауза, а на самого что ни на есть широкого зрителя. Бертон, подобно великим режиссерам авторского кино прошлого, сумел придумать свой мир и, главное, наловчился приспосабливать голливудский мир комикса и фентэзи под свою фантазию.
Кадр из фильма «Труп невесты»
Фантазии эти, зачастую мрачновато-ироничные, с большой долей черного юмора и зловещей сатиры в отношении к окружающему Бертону человеческому пространству. Положительных героев у Бертона, как правило, нет, а главными героями (и симпатиями режиссера) выступают странные существа, фрики, в общем, изгои общества «нормальных». Бэтмен, Эдвард Руки-ножницы, Битлджус, Вилли Вонка… Бертон их не просто любит, он заставляет нас делать вместе с ним то же самое.
В «Трупе невесты», хочешь — не хочешь, а приходится любить подземный мир мертвецов. Ведь мир живых по Бертону во сто крат бледнее, серее и печальнее веселого подземелья мертвяков. Действие «Трупа» проходит в какой-то явно европейской стране с кальвинистским уклоном. Существование ее жителей размеренное и скучное как функционирование конвейера на фабрике по развесу голландской селедки. Ничего удивительного, что и браки здесь происходят исключительно по расчету. Бедняга Виктор (озвучен любимцем Бертона Джонни Деппом, на DVD можно услышать его голос и всю оригинальную дорожку) сбегает из-под венца и попадает в по-цыгански пестрое и занятное сообщество мертвецов, где находит свое счастье в лице, то есть, в черепе Невесты. Возможно, это умершая до свадьбы Жизель, возможно, отголосок еще какой-нибудь средневековой сказки с соответствующим уклоном.
Кадр из фильма «Труп невесты»
Разумеется, веселые мертвецы оказываются живее всех живых и одерживают верх над временными обитателями скучного городка. Как в никакой другой сказке Бертона, в «Трупе невесты» проглядывает мысль о бренности всего сущего. Бертон особо не печалится по этому поводу. Мертвым у него живется гораздо лучше, чем живым. Смерть у него лишь придает героям дополнительные возможности и яркие расцветки. «Трупом невесты» Бертон протестует против протестантской необратимости загробной жизни. Протест порой принимает форму издевательства над пока еще живыми зрителями мультика. В демонстрации того, чем каждый из нас обернется, Бертон заходит порой пугающе далеко. То червячка-могильщика в череп Невесты запустит, то покажет, как из скелетиков глазики с косточками сыплются. В общем, персонажи Бертона напоминают героев известной украинской писательницы Татьяны Замiровской.
Кого трупаки из «Трупа» совсем не напоминают, так это персонажей современной компьютерной анимации. Как оказалось, Бертон использовал для «Трупа невесты» испытанные кукольные приемы, когда все куклы (по весьма непростой технологии!) изготавливаются и передвигаются исключительно руками живого человека. Тринадцать лет назад режиссер уже сделал мульфильм «Кошмар перед Рождеством». Сейчас Бертон опять отказался от живых актеров. Думается, что если бы не чрезвычайная сложность технологии кукольной анимации, Бертон и дальше работал бы с куклами. А так ему приходится делать кукол из людей. Но это уже совсем другая история, которую Тим Бертон покажет в своем новом фильме. С живыми актерами?
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...