хорошо
хорошо
Фильм, давший путёвку в жизнь Мишель Родригес (прошедшей, между прочим, отбор среди 350 кандидаток на роль), где эта девка, на лице которой, казалось бы, крупными буквами написано "B movie", сыграла настолько убедительно, что за ней после этого практически намертво закрепилось амплуа бой-бабы. И можно понять Вина Дизеля, который, увидав Мишель на афише фильма, решил, что его девушкой в той франшизе про тачки должна быть только она.
После Girlfight (впрочем, несмотря на малый бюджет, тоже победившей на Санденс и что-то урвавшей в Каннах) вышедшая четырьмя годами позже мультиоскарная Million Dollar Baby Клинта Иствуда выглядит чистой воды мародёрством.
хорошо
так себе
Позорная оскарная конъюнктурщина, фу-фу-фу.
неплохо
так себе
Похоже, в кинематографической среде считается, будто антиутопия - очень удобный для работы жанр. Во всяком случае, фильмы-антиутопии регулярно снимают и получают хорошую критику и восторги набижавших хомяков (=хорошая касса). Или, как минимум, одно из двух.
Антиутопии стабильно "хавают". От малолетних дятлов-"бунтарей" до страдающих от несовершенства мира "интеллектуалов". Но правда в том, что антиутопия - очень сложный жанр, предъявляющий экстремально высокие требования к пониманию (или чувствованию) автором того, что происходит вокруг прямо сейчас, что витает в воздухе. Конечно, если вы не хотите написать (снять) претенциозную, но глупую шнягу.
Хорошая, годная антиутопия - это провидческий дар, зачастую когда ничто, казалось бы, не предвещает; это сотворение целого мира - убедительного и жизнеспособного - в котором всё "схвачено". И ещё это чувство меры, когда экстраполяция замеченных автором трендов в будущее не превращается в совсем уж абсурдную белиберду, совершенно не годную в качестве предупреждения.
В мире "Лобстера" грека Лантимоса нет места одиночкам. Легитимными в Городе являются только парочки, а тех, кто остался без неё, помещают в спецгостиницу, где они в течение 45 дней должны ей обзавестись, иначе будут превращены - нет, не в лужицу химически чистой воды - в заранее выбранное животное. Таким образом, чтобы "справиться", ты должен - нет, ты ДОЛЖЕН! - найти себе пару. Но за "зелёной стеной" выживают и одиночки - антагонистично, но не менее тоталитарно (и это, пожалуй, творческая удача автора) подавляющие чувственное стремление друг к другу. Постояльцы отеля охотятся на одиночек, убивая их; одиночки отвечают тем, что охотятся за парочками, находя способ доказать им мнимость и фальшь их "чувств" друг к другу.
Возможно, интригующе. Но о чём автор пытается нас предупредить? Да, на макроуровне обществу спаренные человеки, пожалуй, выгодней - и чисто экономически в том числе. Да, и на микроуровне на тебя давят родители, а внешне счастливые семейные парочки часто стремятся затянуть тебя в свою секту - порой, кажется, для того, чтобы не одним мучиться. И почти так же, как это давление, мы не одобряем психилогически незрелых, упорно делающих вид, будто они "выше" всех этих ваших отношений. Но как из этих двух тенденций автор смог вообразить свой тоталитарный мир с гуро и убийствами?
Умолчим даже о том, что описанный безудержно гротескный мир просто надуман и очевидно нежизнеспособен. Но автор предлагает нам думать, будто это - то, К ЧЕМУ мы движемся.
Но на самом деле это - скорее то, ОТ ЧЕГО мы успешно избавились. Именно сейчас мы (в передовых, во всяком случае, странах) впервые убежали от жесткой жизненной НЕОБХОДИМОСТИ иметь пару, что было практически невозможно для наших предков-крестьян ещё какую-то сотню лет тому назад. Мы впервые в истории имеем возможность очистить наши чувства друг к другу от этой вынужденности, и быть друг с другом лишь по причине любви. Мы избавились от того ада необходимости выживать, и можем, если нам будет угодно, прожить и в одиночку.
Упорно не замечать того, что именно сейчас мы живём в самом лучшем в этом отношении времени - значит игнорировать очевидное. Поэтому Лантимос со своим "Лобстером", пусть и получивший восторженную критику - болван и лжец. Или, как минимум, одно из двух. Нас пугают, а не страшно.
Да, болван и лжец. Не ведитесь.
А если нравится как снято, если по нраву неспешные созерцательные повествования с аутичной актёрской игрой - уж лучше норвежско-исландский "Den brysomme mannen" Йенса Лиена оцените.
P.S. Вторая половина, где антиутопия плавно перетекает в сагу, фильм частично спасает, кстати; но не может отменить того, что в фундаменте мира "Лобстера" - чепуха.
отлично
хорошо
очень хорошо
хорошо