Отсидев восемь лет за убийство жены, Ямасита выходит на свободу с испытательным сроком. В небольшом городке он открывает парикмахерскую, но клиенты не спешат к человеку, единственным другом и собеседником которого стал угорь из тюремного пруда. А однажды в его жизни появляется новый человек — Кэйко — молодая женщина, которую Ямасита спас от самоубийства...
Немного занудный фильм, но любителям восточных притч должен понравиться. Это история о человеке, который по весьма серьёзным причинам хочет оставаться бесчувственным, но окружающий мир не дает ему этого сделать и вызывает в нём эмоции, порой через силу. Точнее, через его сопротивление. Здесь определённо присутствуют мотивы безумия и девиаций, хоть они и не так сильны, как в других лентах Имамуры.
гениально или близко к этому.
спокойно и не скучно. красивая японская история: скромная любовь, резкая жестокость и плавное течение.
погрузиться в фильм помогла оригинальная звуковая дорожка и субтитры на английском языке (всё же как бы не переводили-озвучивали хорошо, оригинал пусть и совсем незнакого языка гораздо чётче передаёт атмосферу и ход фильма).
классный фильм!
Действие фильма начинается летом 1988 года. Корпорация Хино Флор. Само собою – Япония, и, скорее всего, Токио. Хотя нельзя исключать вариант и иного крупного японского города. Для нас как сами японцы, так и их города – все на одно лицо.
Ничем не примечательный клерк Ямашито живёт обычной размеренной жизнью: каждый день ходит на работу, по выходным ездит на ночную рыбалку, как вдруг…
Опять это роковое «вдруг», резко меняющее плавное течение сюжетной линии фильма и саму жизнь главного героя. Но что поделаешь, приходится как-то приспосабливаться, вернее, адаптироваться к сценарной версии романа Акиры Йосимуры. Но сделать это значительно легче, чем Николасу Кейджу в ином фильме с соответствующим названием.
Итак, вдруг Ямашито получает письмо, уведомляющее его о том, что жена изменяет ему всякий раз, когда он отправляется на ночную рыбалку. И хотя далее по тексту пьесы автор, уважаемый господин С. Имамура, то и дело подчёркивает, что под влиянием сильных чувств у героя могли быть галлюцинации и наваждения, начиная с якобы имевшего место быть письма и мнимого любовника жены, но из песни слов не выкинешь, равно как из головы – зародившееся в ней сомнение. Именно поэтому с одной из очередных ночных рыбалок Ямашито уходит раньше обычного, неподалёку от дома, как и было написано в письме, видит белый седан, и белый уличный фонарь окрашивается в кроваво-красные цвета.
Увидев, что его жена занимается сексом с другим, Ямашито убивает её несколькими ударами ножа. Убивает страстно, иступлено, аж кровь брызжет в линзу объектива.
Естественно, что совершенное преступление требует наказания, соответствующего как тяжести вины лица, его совершившего, так и общественной опасности противоправного деяния. А потому на целых 8 лет Ямашито оказывается в местах не столь отдалённых от его основной работы. Правда, срок наказания по приговору суда был большим, но, по всей видимости, в тюрьме Ямашито вёл себя достаточно примерно и потому получил право на условно досрочное освобождение.
В местах лишения свободы Ямашито времени даром не терял. Освоил смежную специальность парикмахера и заимел друга, родовое название которого вынесено в название фильма. Именно с угрем Ямашито без особых проблем находит общий, честно признаемся – весьма немногословный, язык и получает в лице угря и внимательного слушателя, и понимающего собеседника. Это неплохо, плохо то, что только с угрем и в его лице, а потому, скорее всего,- неправильно…
Но «впрочем, песня, то бишь – фильм, не о нём…». Не об угре! А… Вот именно, о ней самой! О любви родимой!! И не только о ней. О сложных взаимоотношениях между людьми, в т. ч. между мужчиной и женщиной, детьми и родителями. О том, как порою бывает трудно найти взаимопонимание даже с ограниченным кругом хорошо знакомых людей. «Угорь» – это психологическая драма понимания и сопереживания и смотреть её надо не спеша, под соответствующее настроение. Лучше всего – в пятницу вечером, когда можно хотя бы на предстоящие выходные остановиться и попробовать оставить за порогом повседневные проблемы и заботы. Оставить и подумать. Подумать о вечном и великом. О великом, а не о тёплом пальто на зиму.
Остановились?! Удачи!! И – приятного просмотра!
Бармалей.
Сёсей Имамура - редкий продукт для наших широт. Даже удивительно, что кто-то рискнул его выпустить на VHS. Хотя, с другой стороны,- чего же здесь странного? Как ни как автор картины вместе с Нагисой Осимой является основоположником "Новой волны" в киноискусстве Японии, до конца восьмидесятых годов прошлого века бывшем практически неизведанной территорией для российских кинозрителей, довольствовавшихся легендами: о динозавре и о Нарайяме. Кстати, последняя была экранизирована в 1983 году именно Имамурой и демонстрировалась в советском кинопрокате. Неудивительно, что Имамуру уже при жизни иногда называют, и не толко у него на Родине, классиком японской кинематографии. Наверное, за две "Золотые Пальмовые ветви" Каннского МКФ, которые в разное время получили две картины этого режиссёра: "Легенда о Нарайяме", о которой уже говорилось выше и "Угорь". Последний фильм поделил вручаемый на Лазурном берегу главный приз с иранской картиной "Вкус черешни" и о нём речь пойдёт ниже.
Драматическая лента по мотивам романа Акиры Йосимуры "Искры во тьме", снята семидесятилетним мастером в 1997-м году после долгого молчания, последовавшего за лентой о Хиросиме "Чёрный дождь"/Kuroi Ame/(не путать с одноимённым боевиком с Майклом Дугласом и Энди Гарсия). «Не верь глазам своим»,- как, в своё время, говаривал Козьма свет Прутков. И его жизненное наблюдение не утратило своей актуальности по сегодняшний день. В фильме, несмотря на его интригующее ихтиологическое название, речь идёт совсем не о рыбе, а о социальной адаптации человека, отбывшего тюремный срок за убийство неверной жены в состоянии аффекта. Вот так вот! И не меньше…
Обыкновенный японец Ямасита (Кодзи Якусё) узнал, что у жены есть любовник, приходящий к ней в его отсутствие. Ямасита убил жену и получил срок. Прошло 8 лет, и его выпускают на поруки. Вместе с Ямасита из тюрьмы «выпускают» угря, жившего в тюремном прудике. Угорь – лучший друг Ямасита. Он внимательно слушает то, что ему говорят, никогда не говорит того, что от него не хотят услышать, и никогда не предаст человека, живущего с ним рядом. В тюрьме Ямасита обучился ремеслу брадобрея и потому, поселившись в маленькой деревушке при храме, он открыл парикмахерскую. Однажды Ямасита нашел тело девушки Кейко (Миса Симидзу), пытавшейся свести счеты с жизнью. Она пришла в себя и осталась с Ямаситой помогать ему в парикмахерской. Она напоминала ему убитую жену и, быть может, именно поэтому он не позволял ни себе, ни ей более близких отношений...
В финале угря всё же выпустят на волю. Мавр сделал своё дело… И теперь Ямасита в нём больше не нуждается. Рядом есть любимая женщина, которая ждёт ребёнка, и самого Ямасита, не сдержавшегося таки и за правое дело ввязавшегося в драку с несколькими подлецами, а потому снова загремевшему на тюремные нары. А угорь, что угорь?! Пусть порадуется. Всё божья тварь. Умная рыба своим молчанием такую награду вполне заслужила.
Аскетичный сюжет фильма с лихвой компенсируется богатством нюансировки изобразительного ряда. Герои экранного пространства как будто пытаются проникнуть в наш мир, за грань объектива кинокамеры. В линзу брызжет кровь, бьётся речная вода, устремляет свои ветви цветущая сакура. Немногословные люди пытаются наладить свою достаточно сложную и странную жизнь.
Фильм рекомендуется всем любителям хорошего кино, к сожалению, попадающегося всё реже.
Максим Кучеренка
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...