Русский писатель Андрей Горчаков приезжает в Италию в поисках биографических следов крепостного музыканта Павла Сосновского, некогда посетившего эти места...
Это рекордный по своей размеренности фильм даже по меркам Тарковского. Моя знакомая киноманка специально брала его у меня, чтобы поглючиться и расслабиться. Даже "Сталкер" и "Солярис", сами по себе ужасно медленные, по сравнению с этой картиной довольно-таки динамичны. Если вы этому не верите, посмотрите "Ностальгию" сами. Как всегда у Тарковского, сюжет глубок и человечен (см. "синопсис" выше) , но кинематографическая манера такова, что отпугнет любого "массового" зрителя. Это плохо: получается, что толку от глубины и человечности, если фильм никто не смотрит, кроме "избранных"? Хотел ли Тарковский донести человечность до зрителя или не хотел? Или ему было наплевать? Или он, может быть, был неспособен это сделать так, чтобы ВСЕ зрители что-то почувствовали? То ли режиссер любит зрителя, то ли он к нему равнодушен - непонятно. Так что, будем смотреть правде в глаза: фильм интересен эстетически, но сделан человеком, который слишком "ушел в себя", и глобального значения поэтому не имеет. Это довольно-таки яркое воплощение концепции "искусства для искусства". Очень приятно, расслабившись, смотреть на полутемные интерьеры, на дождь, идущий за окном, на пустые бутылки, звенящие под дождевыми каплями и сверкающие под солнечными лучами. Движения камеры столь медленны, что на перемотке зачастую почти не заметно разницы (я смотрел фильм на кассете). Смотрите, расслабляйтесь, можно даже покурить.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...