В числе пассажиров потерпевшего катастрофу самолета был доктор Мартин Ивенс, работающий над проблемой продления человеческой жизни. Его и несколько других пассажиров спасли пришельцы с планеты Ораина. Между ними устанавливается контакт. Однако неожиданное нападение военного самолета землян меняет планы пришельцев. Они отказываются помогать планете, на которой сила оружия во многом превосходит силу нравственности...
КИНО НАВСЕГДА
Автор этих строк связан с фильмом «Молчание доктора Ивенса» особыми узами. Узами Судьбы. Когда фильм вышел на экраны страны, советская критика не пожаловала его дифирамбами: об этом шедевре мирового кино (и мировой кинофантастики) вышла всего одна статья — в журнале «Советский экран» N19 за 1974 год. В ней были собраны письма трех людей, давших оценку фильму — солдата срочной службы, кандидата философских наук и 12-летнего мальчишки, половина письма которого состояла из восклицательных знаков. Я — то самое дитя.
Назвать этот фильм потрясающим или любимым — безмерно мало для меня. Вся моя жизнь сложилась и прошла под его мистическим знаком, поэтому некоторым образом «Молчание доктора Ивенса» — это я сам от макушки до пят. Здесь раскрою поразительную загадку этого великого кино, о которой еще никто не писал: сюжет его строго тождествен евангельской вести об Иисусе Христе, принявшем на себя вину и жестокую смерть за грехи человечества. ИВЕНС — ЭТО ИИСУС СОВЕТСКОГО КИНО, поскольку погиб по той же самой причине, что и Он: за грехи всего мира. Только это и ничто иное объясняет его нелепую смерть вслед за тем, как его внеземная подруга избегла опасности, исчезнув из авто: ведь, сказать по-мирски, ни ему, ни Оранте в тот миг конца ничто не угрожало. Иисус воскресает в третий день по распятии, а Ивенс в масштабе «Молчания…» УМИРАЕТ НАВСЕГДА — и в этом заключена самая щемящая нота этой короткой как песня картины.
Непременно посмотрите это кино, друзья: в нашем мире, скупом на Добро, оно сделает вас добрей и чище!
Вся ткань «Молчания…» пронизана Тайной и мистикой. Вот лишь два ярких знака Небес, рассказом о которых я завершу свое слово о нем.
• В жизни философа Иммануила Канта, слова которого служат лейтмотивом фильма, важную роль сыграл однофамилец артистки, исполнившей роль Оранте — русский человек Андрей Болотов. Диалоги, которые вели Кант и Болотов, оппонировавшие друг другу во взглядах на мир, очень напоминают просветительские беседы Оранте с Ивенсом — в частности, тем, что мировоззренчески Болотов далеко превосходил Канта, т.к., в отличие от него, верил во всесилие человеческого разума и возможность познания им Истины, мнимой Кантом немыслимой "вещью в себе".
• Фамилия Ивенс по-английски — EVAns.Имя EVA у древних обозначает Вселенную, зрившуюся им Женщиной, или Лоном (Утробой), родящим и вмещающим в себя всё. Любопытно, что аббревиатура EVA как сокращение от Extra Vehicular Activity ("внекорабельная деятельность") в словаре терминов НАСА и обозначает работу космонавта в открытом космосе, т.е. НЕПОСРЕДСТВЕННО В ЛОНЕ — том самом, куда по сценарию фильма выходит Ивенс из разбитого самолета знакомиться с Гостями Земли.
• Леонид Оболенский, сыгравший роль инопланетянина Зора — сын старинной дворянской фамилии, понесшей тяжелый урон в годы большевизма (это о ней слова песни: "Корнет Оболенский, налейте вина"). Искореняя дворян, большевики считали, что людям этим нет места на Земле, т.е. НЕ ОНА ЕСТЬ ИХ ДОМ. Именно эти слова В ПОЛНОЙ МЕРЕ применимы к Пришельцам, начальника коих сыграл ОБОЛенский. Дом их — Запредельное: Мир Иной, за провоз куда древние греки платили паромщику Харону монету в один ОБОЛ.
О магии фильма я написал небольшую работу. Прочесть ее можно здесь:
http://ru.calameo.com/read/002445837c767439ce04a
Отзыв был изменен 7 раз, последний — 30 мая 2014, 10:02
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...