Антон Сидоренко, 26 сентября 2005 г.
Кино — очень молодой вид искусства. Как серьезное занятие он существует чуть более ста лет. Грета Гарбо родилась ровно век назад, на заре эры кино и снималась в самый интересный период его развития. Про нее слышали почти все, но далеко не все современные зрители видели фильмы с ее участием. Ее образ навсегда стал одной из самых главных загадок Голливуда, но в чем обаяние этой загадки не смогут ответить ни самые сведущие историки кино, ни десятки тысяч страниц воспоминаний и исследований ее творчества. Возможно, что-то подскажут старые кадры фильмов с ее участием. Но главную тайну «Снежной королевы Голливуда» мы так никогда и не узнаем. Уж можете быть уверены.
Грета Ловиса Густаффссон работала продавщицей в большом стокгольмском универмаге, когда после съемки в рекламном ролике ее заметил самый главный шведский режиссер того времени Мориц Стиллер. На этом первая жизнь Греты Г. оборвалась раз и навсегда. На европейском, а потом и на американском кинонебосклоне мгновенно загорелась звезда Греты Гарбо, загадочная и манящая своей недоступной красотой. Боги десятой музы несомненно поцеловали при рождении актрису Гарбо в темечко. После съемок у Стиллера в «Саге о Йосте Берлинге» она почти сразу же снимается в Германии у Георга Вильгельма Пабста в «Безрадостном переулке». Эти работы не остаются незамеченными за океаном, и вскоре сам Луис Б. Майер, уроженец губернского Минска, а также основатель и всесильный глава MGM, заключает с Гарбо звездный контракт. И также как в Европе, в одно утро после премьеры «Искусительницы» Гарбо раз и навсегда заняла место на голливудском небосклоне.
Грета Гарбо и Фредрик Марч в фильме «Анна Каренина»
«Плоть и дьявол», «Божественная женщина», «Любовь» — названия говорят сами за себя. Образ недоступной красавицы, «скандинавского сфинкса» и «снежной королевы» легко давался Гарбо с ее идеальным шведским типом худого полуальбиноса. Не получившая более-менее заметного образования, Грета Гарбо обладала редким типом аристократической внешности, который позволял ей играть и роковых женщин («Мата Хари»), и королев («Королева Христина») и, самое главное, особ любимых и любящих. Анну Каренину, например, она играла два раза, в немой и звуковой версиях. За экраном за ней тянулся шлейф сказок и легенд, к которым она же сама и была причастна. Нет, Гарбо не была результатом блестящего самопиара, чем грешит большинство современных кандидаток на роль королевы зрительских сердец! Все элементы ее сложного и необъяснимого образа были лишь следствием запутанного характера и стечения обстоятельств. Просто Гарбо была, наверное, самым достойным кандидатом на роль легенды за все годы существования Голливуда.
Своего жениха и главного партнера по Голливуду Джона Гилберта она бросила буквально у алтаря. Потом Гарбо так никогда и не вышла замуж, возбуждая любопытство и порождая мириады сплетен своей закрытой личной жизнью. Завещанные ей поклонниками миллионы Грета перечисляла в благотворительные фонды, и только один раз за пятьдесят лет одиночества позволила выставить свой портрет в прессе. Все эти и многие другие факты создали Грете Гарбо ореол недоступного миража, невыразимо красивого и такого же печального и одинокого. После относительного неуспеха «Двуликой женщины» она навсегда покидает съемочную площадку в возрасте 36 лет. С этого момента начинается третья, закрытая для прессы и публики жизнь Греты, возможно, не менее интересная, чем первые две. Но о ней мы знаем только по крепко пахнущих зелеными бумажками мемуарах, авторов которых сама Грета ненавидела. Нас же всегда будет интересовать только ее вторая, экранная жизнь. Которая была воистину прекрасна.
Познакомится с лучшими фильмами звукового периода творчества Греты Гарбо можно в Музее истории белорусского кино.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...