Антон Сидоренко, 31 августа 2005 г.
Похоже, страна на далеком Пиренейском полуострове осталась единственным местом в Европе, где не бояться произносить вслух слово «Секс». Для остальных эта тема или слишком банальна, как для французов, или напрямую запретна, как для белорусов, которые размножаются почкованием в комсомольских ячейках. Страстные испанцы, впитавшие чувственность вместе с грудным молоком Кармен и темной бычьей кровью языческих арен, думают и снимают по-другому. Великолепный Хоакин Ористрель, актер, сценарист и режиссер из плеяды Альмодовара, создал изящную комедию про любовные утехи.
Как родные картины идейного покровителя «новой испанской волны» Дона Педро, фильм Ористреля сразу огорошивает массой интимных подробностей и забавных пикантностей. Причем, как и у Альмодовара, делает это без малейшего намека на ханжество, чем вводит в некоторый ступор заторможенного отечественного зрителя. Поиски таинственно исчезнувшего доктора-психоаналитика из Барселоны превращены затейливым умом сценаристов в своеобразное путешествие по энциклопедии секса и практически всех его разновидностей. Жена пропавшего и его (ее) друг и родственник (в этом фильме все очень запутанно по части кровных взаимоотношений!) в процессе расследования сталкиваются и с садомазохистами-вуайерами, и с гомосексуалами, и с любимыми Альмодоваром и Ористрелем, соответственно, трансвеститами. Когда на тебя с экрана катиться такой вал из специализированной энциклопедии, казалось бы, должно быть не до смеха. Но фильм Ористреля легок, изящен и не напрягает. Опять-таки, чувствуется школа Альмодовара.
Луис Тосар и Леонор Уотлинг в фильме «Убить Фрейда»
Необходимая для комедии легкость достигается в «Убить Фрейда» безупречно избранным стилем. Действие разворачивается в Барселоне, всеми признанной столице архитектурного модерна, городе-музее гениального Антонио Гауди. Легкомысленное сладострастие модерна, на фоне которого и пытаются «убить фрейда», придет фильму удивительный аромат беззаботной радости и веселья. Идеальный, надо сказать, для комедии про сексуальные комплексы. Причудливое сумасшествие архитектуры Гауди передается персонажам вплоть до самых малозначительных. Так что выражение «У этого режиссера даже стены играют» в «Убить Фрейда» получает буквальный смысл. А еще у Ористреля играют костюмы, экипажи, авто образца «до 1914 года». В счастливую предвоенную эпоху «Титаника» погружает и стилизация отдельных кадров под старую хронику времен киножурнала братьев Пате. Все эти мелкие, но безукоризненно выполненные детали и создают главное достоинство «Убить Фрейда».
Что касается диалогов, которые произносят персонажи, то они забавны и полны многочисленных аллюзий. Правда, смысл некоторых шуток и намеков в «Убить Фрейда», вроде королевского борделя или «карлика из Галисии», рассчитан явно на испанцев. В этом смысле фильм похож на «Опасности любви» Мануэля Гомеса Перейры, в создании которого принимал участие и Ористрель. «Опасности» были построены по принципу «Форреста Гампа», когда личная жизнь героев тесно переплетается с громкими историческими событиями их страны. «Убить Фрейда» более интернационален, о чем и свидетельствует его проникновение в наш прокат. Фрейдистские намеки хорошо понимают практически все посетители «Формата 4х4» старше 12 лет.
Пару лет назад в нашем же «Формате» можно было посмотреть прекраснейший фильм Ористреля «Без стыда». Без тени стыда и с предельной откровенностью Ористрель выкладывал на экран всю подноготную своего замечательного актерского ремесла. Если честно, «Без стыда» гораздо больше заслуживает звания «форматовского» фильма. Он был более радикален и тем самым на шкале культурных ценностей находится гораздо ближе к заповеднику под названием «Искусство». В «Убить Фрейда» Хоакин Ористрель показал высший пилотаж жанрового кино, отчего не стал худшим режиссером. Дай бог, чтобы у нас когда-нибудь появились такие режиссеры.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...