Антон Сидоренко, 25 июня 2015 г.
На этот раз авторы «Пиксар» совершили погружение внутрь человеческой головы, точнее, психики. Для помешанного на своем здоровье и привыкшего к походам к психоаналитику и чтению профильного научпопа обывателя такое путешествие сейчас нечто само собой разумеющееся. Режиссер Пит Доктер и его команда остроумно обыграли основные понятия человеческого «внутри», пользуясь при этом простым, но не лишенным изящества языком пиксаровской анимации.
Юная Райли переживает кризис взросления, совпавший со стрессом от переезда в другой город. Внутренний мир одиннадцатилетней девочки превращен в подобие компьютерной игры, где все воспоминания выглядят как разноцветные шарики, которыми распоряжаются пять забавных человечков-эмоций. Обычная привычка современного человека визуализировать абстрактные явления лучше всего воплощается в анимации. Вот и в «Головоломке» обычно невыразимые вещи выглядят вполне конкретно и осязаемо.
Кадр из фильма «Головоломка»
С присущей протестантскому сознанию рациональным подходом заокеанские аниматоры четко и по полочкам разложили весь внутренний мир человека. Человечки-эмоции, мысли-поезда, пульт управления поведением индивидуума с рычагами и кнопками — сознание человека обширно, но ничуть не сложнее конструктора «Лего». «Головоломка» — своеобразная психология на пальцах, не только интересная, но и полезная для детей и взрослых. Разумеется для тех, у кого сознание пока еще не превратилась в один сплошной супермаркет.
Для зрителей постарше картина полезна, может, даже вдвойне, потому что позволяет вернуться в непростые подростковые времена и посмотреть на себя со стороны. Несмотря на то, что действие «Головоломки» происходит в Сан-Франциско, картина вполне себе универсальная, проблемы в ней, в любом случае, общечеловеческие. К тому же, авторы «Пиксар» в который раз демонстрируют владение классической голливудской формулой идеального сочетания занимательности и смысла. Формулой, которой почти перестали пользоваться (может, просто забыли?..) создатели игровых картин. В сущности, 3D-анимация и есть вершина современного Голливуда, ее самая удачная и живая часть, которая пока не ушла в самоповторы.
Кадр из фильма «Головоломка»
Концепция семейного кино, та самая, которая и приносит прокатчикам сейчас самые большие сборы, реализована в «Головоломке» на сто процентов. И набор «Юный психоаналитик» органично соседствует в ней с руководством по управлению детьми предпубертатного возраста. Однако, завидная коммерческая просчитанность от фильма не отталкивает, настолько талантливо и с любовью к своему искусству он сделан. «Пиксар» давно не старается поразить копированием реальности. «Точь-в-точь как живое» от мультфильма уже давно не требуется. «Головоломка» нарисована в условно-игрушечном ключе, где обилие мелких деталей не отвлекает, а работает на общую картину. Тараканы у художников «Пиксар» по-прежнему яркие и разноцветные, хотя и бегают четко проложенными маршрутами.
Разумеется, от авторов такого сюжета можно было ожидать чуть большей изобретательности. «Головоломка» — это не смелый психоделический эксперимент, в который могло бы превратиться анимационное путешествие внутри головы. Но секрет успеха и большой кассы состоит как раз в том, чтобы не прыгать выше макушки. Хотя герои мультфильма позволяют своим чувствам выйти из берегов, его авторы действуют с холодной головой и сухим носом, опасаясь выйти за рамки восприятия широкой публики. Осуждать их за это не стоит. Мульт все равно получился очень милым и по-пиксаровски оригинальным.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...