Антон Сидоренко, 28 сентября 2014 г.
Может, поэтому перешел у нас из категории фестивальных авторов в любимцы более широкой аудитории. Настолько широкой, что премьерные сеансы «Магии лунного света» проходили в забитым битком зале минского кинотеатра под утробные звуки впитавшей закадровый хохот ситкомов с молоком матери публики.
Поздние фильмы Аллена удивительным образом нашли себе место в прокатном мейнстриме. Они красивы, легки, ни к чему не обязывают, и при этом требуют минимального культурного бэкграунда, которым как раз и обладает обычно обижаемый увлеченными трансформерами прокатчиками и дистрибьюторами зритель. Зритель, который последние годы предпочитает качать и смотреть сериалы дома, а в кино ходить только по случаю.
«Магия лунного света» случай подходящий. Новый фильм Аллена и в самом деле с первого взгляда похож на продолжение его европейской серии из разряда «Путеводитель по культурным центрам Франции, Италии, Испании, проспонсированный департаментами по туризму соответствующих стран». Но на деле оказывается чем-то более серьезным, как и его предыдущая лента «Жасмин».
Колин Фирт и Эмма Стоун в фильме «Магия лунного света»
Как всегда остроумный и ироничный (но все равно незаслуживающий утробного ситкомовского смеха в зале!), Вуди Аллен описывает драму человека, пытавшегося всю жизнь быть рациональным, расчетливым, успокоенным своим всезнанием законов жизни и строения Вселенной. Но в итоге попавшего на удочку самого иррационального и необъяснимого из чувств.
Обычно предпочитающий изящные многофигурные комбинации, на этот раз Аллен устроил бенефис для одного актера. Колин Ферт блестяще справился с ролью неверующего в мистику и влюбленного в юную обманщицу иллюзиониста двадцатых годов прошлого века. По сути, именно вокруг фигуры его героя и развивается все действие картины. И, надо сказать, Ферт не только идеально вписыватся в костюмы и интерьеры эпохи ар-деко и джаза, но даже переигрывает самого режиссера, заставляя на миг забыть, что смотришь кино Аллена.
Что касается остальных исполнителей, то Вуди как всегда удалось подобрать их близко к идеальному. Начиная от изящной, несмотря на изрядный возраст, Айлин Эткинс в роли тетушки героя Ферта, и заканчивая почти легендарной Утой Лемперт (в основном, благодаря главной роли в гениальном опусе «Прорва» Ивана Дыховичного), которая появляется на экране буквально на несколько секунд в виде певички из берлинского кабаре.
Джеки Уивер и Марсиа Гэй Харден в фильме «Магия лунного света»
Хотя «Магию лунного света» вряд ли будут включать в список самых важных картин режиссера, говорить, что для самого Аллена это кино проходное, не приходится. Герой Колина Ферта сомневается всеми же теми сомнениями, что и герои большинства картин Аллена, значит, сам Аллен. И большинство жителей развитых стран, чего уж там.
Воспитанное в рациональную индустриальную эпоху сознание буксует, столкнувшись с непонятным и необъяснимым — ну вот, хотя бы с неодолимым влечением к юной розовощекой красотке, — и заставляет призадуматься. В том числе, о бренности всего сущего, в том числе, даже умопомрачительных декораций Лазурного берега.
Для Аллена, как человека, чего тут скрывать, внушительного века, вопрос о наличии потустороннего и непознанного, конечно, животрепещущий. Чего не скажешь о подавляющем большинстве зрителей его поздних фильмов, алчущих единственно релакса. И «Магия лунного света» его на 100% предоставляет. Красивейшие пейзажи, прелестнейшая музыка, очаровательнейшие актеры. Ну кто сейчас еще умеет так красиво, романтично и иронично рассказывать о невыразимо серьезных вещах?..
Только Вуди.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...