Антон Сидоренко, 6 октября 2011 г.
Пока железные человеки делали первые робкие шаги в промышленности, в кино они успели стать таким же привычным материалом как ковбои или пришельцы из далекой-далекой галактики. Правда, индустриальные роботы и роботы-игрушки с каждым годом становятся все интереснее и совершеннее, чего не скажешь об их голливудских прототипах.
Киношные андроиды за небольшими исключениями застряли в своей эволюции по времени где-то между пятым и шестым эпизодами «Звездных войн». Вот и робот по кличке «Атом» из фильма Шона Леви «Живая сталь» — что-то среднее между лукасовским Роботом-дворецким и обычным трансформером. Считать его чем-то более совершенным за живого человека не приходится. Но вот, поди ж, ты — авторы фильма отчего-то уверены, что посмотреть на то, как Атом колошматит на ринге других консервоподобных, в 2020 году захотят толпы народу, а хозяева победивших роботов будут зарабатывать столько же, сколько теперешние промоутеры профессионального бокса.
Эванджелин Лилли и Хью Джекман в фильме «Живая сталь»
Собственно, на этом фантастика в «Живая сталь» и заканчивается. Ближайшее будущее глазами создателей фильма почти ничем не отличается от нашего настоящего. Разве что мобильники и планшетники из просто плоских станут окончательно прозрачными. Зато в них по-прежнему надо будет тыкать пальцами, хотя вот роботами герои фильма управляют с помощью голоса. В остальном — практически тот же самый кризисный 2011-й — создатели картины здорово сэкономили на изображении будущего.
Но главное, на чем они сэкономили — собственно, бои роботов, которых в фильме до обидного мало и воображения они, право слово, не потрясают. От картины, исполнительные продюсеры которой не кто иные, как сам Стивен Спилберг и сам Роберт Земекис, ожидали куда большей зрелищности. Теоретически, из «Живой стали» мог получиться очень масштабный и зрелищный фильм, оторвись Шон Леви от десятилетиями отработанной его старшими компаньонами схемы. А так рассчитанная на семейную аудиторию история выглядит стотысячепервым клоном спилберговского «Инопланетянина». То есть, невероятно детской по теперешним отнюдь не детским раскладам.
Хью Джекман в фильме «Живая сталь»
Благодушный инфантилизм времен семи долларов за баррель теперь кажется слишком натянутым. Как выглядит искусственным великолепный актер Хью Джекман в картонном обличье своего жуликоватого персонажа, внезапно осознавшего отцовский инстинкт. Создается впечатление, что технический прогресс настолько разгрузил голливудские мускулы, что у некоторых режиссеров они совсем атрофировались. И нет иного выхода, как в очередной раз использовать давно всем известные штампы вроде очередного харизматичного мальчика, который дружит с сильным, но добрым-добрым роботом с преданными зелеными глазами, загорающимися в самую ответственную минуту.
Что скажешь, для некоторых режиссеров и штампы — благодатная среда для творчества. В случае «Живой стали» творчества по минимуму: молодой режиссер Шон Леви явно уступил своим исполнительным продюсерам Спилбергу и Земекису. Сила традиции в данном случае принесла больше вреда, чем пользы. «Живая сталь» — яркий пример голливудского застоя, который грозит окончательно разрушить блистательный имидж Фабрики грез. И даже кассовые сборы не должны вводить фанатов заокеанского кино в заблуждение: голливудскими роботами управляют те, кто взял в руки пульт более тридцати лет назад. При всем уважении — реакция у них уже не та.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...