Антон Сидоренко, 20 июня 2008 г.
Черно-белое эстетское полотно прославившегося как фотограф музыкальных знаменитостей Антона Корбайна показывает Кертиса депрессивным малым, а его жизнь маленьким семейным адом. О, если б знали из какого сора...
Пять лет назад лучший в своем поколении британский режиссер Майкл Уинтерботтом снял фильм «Круглосуточные тусовщики» про Тони Уилсона — культового чувака для всех, кто прется по манчестерскому року. Веселый разноцветный бедлам «Тусовщиков» прямая противоположность давящей на нервы тишине «Контроля». Дебютант в кино Корбайн снял свой фильм в духе раннего Трюффо. «Контроль» наверняка будет трудно высидеть дома перед монитором. Его широкий формат и метафизические пустоты лучше всего смотрятся на большом экране. Зрителя Корбайн особо не балует. «Контроль» — это не байопик для фанатов, а полноценная трагедия с задворков индустриального английского Севера.
Конечно, есть в ленте и закинувшиеся таблетками юные рокеры, и вставные музыкальные номера. Но ни голых девок, ни блевания на кафель ночных клубов... Корбайн даже не поддался искушению продемонстрировать промышленный ад Манчестера. (Конечно, если такой еще существовал в конце 1970-х). Если убрать из фильма сцены с выступлениями и звукозапись, то в принципе, Ян Кертис предстанет вполне заурядным молодым человеком с пухленькой подружкой и экзистенциальной тоской в глазах (выражением лица где-то похожий на модного украинского писателя Кашликова). Отчуждение культовой персоны от окружающей жизни очень правдоподобно изобразил Сэм Райли. Актеры — очень сильное место «Контроля». Фильм не заточен под документ, но исполнители — сверх, вплоть до североанглийского акцента, реалистичны в своих образах.
Сэм Райли в фильме «Контроль»
Кертис и его дружки не выглядят бунтарями, скорее какими-то жертвами, приготовленными на заклание в неведомо чью честь. Красивые английские парни встречаются с некрасивыми английскими девушками, пьют пиво и, сами того не осознавая, создают самую прогрессивную музыку в мире. Образ их жизни от этого шибко не меняется. Кертис и вовсе погрязает в разборках со своими немногочисленными женщинами (двумя). Учитывая его склонность к эпилепсии и вечные таблетки, такое существование неминуемо ведет к смертельному депресняку.
Голландец Корбайн честно признается, что картина просто передает его воспоминания о Кертисе и Joy Division конца 1970-х. Симптоматично, что в качестве примет времени у Корбайна фигурирует Дэвид Боуи за кадром, пластинка Игги Попа в кадре и восхищенные воспоминания о погромном концерте Лу Рида в одном из диалогов. Когда застрелился Хантер Томпсон, шестидесятые умерли (авторство идеи принадлежит музыкальному критику Татьяне Замировской). Судя по «Контролю», семидесятые самоубились не дожидаясь своего официального окончания.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...