Антон Сидоренко, 15 февраля 2008 г.
Непростой двухчасовой фильм смотрится на минском экране продолжением грязной бесснежной депрессивной зимы, но странным образом от депрессии излечивает. Может быть потому, что героям фильма все-таки куда хуже, чем зрителям в зале, может потому, что фильм Мунжиу гарантирует редкое удовольствие от встречи с настоящим кино.
Главная мировая киносенсация прошлого года на первый взгляд простая, как, впрочем, и все гениальное. Две подруги по общежитию политехнического института в каком-то румынском городе (не Бухаресте) в 1987 году попадают в невеселую ситуацию: одна из девушек, Габицэ, беременна. Она хочет сделать аборт. Во времена тоталитарного режима Николае Чаушеску аборты, как и многие другие вещи в Румынии были запрещены. Девушки находят доктора, который соглашается сделать подпольный аборт и делает его, в оплату переспав со студентками. Собственно, на показ аборта и связанных с ним мероприятий и уходит два часа экранного действия. Но в широком смысле Мунжиу и его прекрасный оператор Олег Муту (кстати, уроженец Кишинева и выпускник ВГИКа) показывают не только и не столько аборт, сколько бессмысленность и ничтожность человеческого существования в тоталитарном государстве.
Анамария Маринка и Лаура Василиу в фильме «4 месяца, 3 недели и 2 дня»
В последние годы правления Чаушеску и его оборзевшая жена Елена окончательно оторвались от действительности, что их в итоге и погубило. Румынское правительство залезло в долги к международным структурам, а простых румынов купавшийся в роскоши малообразованный диктатор заставлял экономить даже на мелочах, вплоть до ограничения мощности электрических лампочек в квартирах. Мунжиу и Муту с первого кадра стола в студенческом общежитии переправляют зрителя в те полунищие времена. Грязно-серая картинка не меняется на протяжении всей картины, куда бы ни направилась камера: в потертый номер гостиницы или квартиру бойфренда второй девушки, Отилии. Такими же грязными и нечистыми на ощупь были кадры в советском чернушном кино конца 1980-х — начала 1990-х. Правда, Муту снимает не на «Свему», а на «Кодак» и снимает виртуозно. В «4 месяцах» отзвук братьев Дарденнов и «Догмы-95», но Мунжиу явно не стремился к предельному натурализму, несмотря на абортированный плод в кадре. В его долгих, на первый взгляд излишне статичных планах больше жизни, чем в стремительном монтаже голливудских экшенов.
Фильм не выглядит и подделкой под документ. Он никого не разоблачает, ничего не описывает и не навязывает моральных выводов. Он передает ощущения. Если кино это вторая реальность, то «4 месяца, 3 недели и 2 дня» соперничает с реальностью первой. Главное, что удалось Мунжиу — передать ощущение тяжелой жизни, казалось бы, таких молодых, обязанных радоваться своему существованию героев. Но все радости для Габицы кончились 4 месяца, 3 недели и 2 дня назад. А теперь она стоит перед необходимостью убийства неродившегося ребенка, иначе ее выгонят из общежития.
Анамария Маринка в фильме «4 месяца, 3 недели и 2 дня»
Собственно, самое тягостное в ленте не убогий социалистический быт, хорошо памятный всем, кому больше 25 лет. Судя по фильму, румынский соцбыт не многим отличался от советского: вместо «Жигулей» «Дачии», а также возможность употреблять «Нескафе» и мыть голову «Пальмоливом». В остальном, все такой же дефицит, блат и очереди за «выброшенным» сахаром. Но главное в тех временах — страх даже перед самым мелким представителем государства вроде надзирательницы в общежитии или портье в гостинице и тупая безнадега, с которой могут уживаться лишь заставшие куда более страшные сталинские времена родители героев. Сами же молодые герои еще не знают, что через два года режим даст дуба и учатся в политехе, потому что после него не распределяют в деревню. Знакомая картина, братья-белорусы, не правда ли? (Для тех, кто живет за пределами синеокой: в Республике Беларусь уже лет восемь как восстановлено обязательное распределение выпускников вузов. Так что, молодой свежедипломированный белорус рискует оказаться в тьмутаракани, точно так же как герои румынского фильма про времена Чаушеску.)
Еще одна удача Мунжиу — живые характеры его героев. Актеры играют абсолютно естественно, без тени фальши, без налета театральности. Главной героиней по ходу дела оказывается подруга беременной Габицы Отилия в исполнении Анамарии Маринка. Именно ее лихорадочные передвижения между общежитием, гостиницей и квартирой ее бойфренда и составляют основу сюжета картины. Анамарии Маринка удалось сыграть настоящее одиночество и невыносимую тяжесть отчуждения между людьми, тяжесть существования на этой планете в целом. У героев «4 месяцев» напрочь отсутствует чувство любви и взаимопонимания. Отилию не хочет чувствовать ее бойфренд, и та покидает его (скорее всего, навсегда). Но даже лучшая подруга Габицэ, сидя за столом гостиничного ресторана, в финале явно отдаляется от Отилии, хотя та пошла ради нее на многие жертвы.
Анамария Маринка и Влад Иванов в фильме «4 месяца, 3 недели и 2 дня»
По степени показанных в фильме социальных ужасов фильм Мунжиу может соперничать только с «Лилей4ever» шведа Лукаса Мудиссона. Мудиссон, правда, был куда более злободневен, его фильм рассказывал о современной жизни в депрессивном районе Эстонии. Не думаю, что Мунжиу не смог бы найти точно такую же историю на современном материале. Сколько сейчас делается абортов все из-за той же нищеты и безнадеги! В конце концов, фильм не столько о времени, а об «человек человеку волк» и о самопожертвании. Но для румына, который был в 1987 году еще подростком, выбор времени не удивителен. Мунжиу запланировал еще три фильма про тоталитарные времена под общим названием «Сказки золотого века» («Золотым веком» румынского народа словно бы в издевку называл свое правление Чаушеску). В «4 месяцах» от «золота», правда, только жизнерадостно-фальшивая мелодия социалистической эпохи на финальных титрах. Скорее всего, Мунжиу не хотел снимать о сегодняшнем дне, чтобы как раз избежать фальши. Ведь у каждого из ныне живущих свое острое восприятие реальности, а прошлое легко идеализировать или, как в случае с Мунжиу, наоборот, демонизировать.
Самое удачное искусство это всегда воспоминания о прошедшем. Конец истории отодвигается с концом каждой эпохи. Так получилось, что последняя завершенная эпоха в истории Румынии именно эпоха Чаушеску. А про эпоху демократии и Евросоюза сказки будут снимать другие режиссеры. Конечно, когда эта эпоха пройдет.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...