Антон Сидоренко, 17 января 2007 г.
Кровь, насилие и чудовища в кадре — вот три кита, на которых построил свое кино великолепный мексиканский режиссер.
У каждого из нас есть свой Фавн. Точнее, каждому из нас рано или поздно этот Фавн является. И тогда мы или вынуждены следовать его сказочным советам, или дверь в параллельный мир для нас навсегда захлопывается, едва пропустив лучик света. Чаще всего, как и девочке Офелии из фильма Гильермо дель Торо, Фавн нам является в детстве, когда наше сознание еще воспринимает мир таким, какой он есть, незамусоренным мишурой взрослой жизни.
«Лабиринт Фавна» — один из лучших фильмов на минском и на мировом экране в целом за последний год. Его создатели вполне заслуженно должны получить «Оскар». Фильм идет в Минске десять дней по одному сеансу за вечер, но его можно было запустить и в более широкий прокат. Гильермо дель Торо, который долго работал в Голливуде, облачил свой замысел в простую и доступную массовому зрителю форму. Кое-кто из критиков назвал эту форму фэнтези. На самом деле «Лабиринт Фавна» балансирует на тонкой грани между сказкой и политическим хоррором.
Дуг Джонс и Ивана Бакуэро в фильме «Лабиринт Фавна»
Режиссеру удивительным образом удалось разделить пространство картины на две равнозначные части. Мир маленькой Офелии напоминает кэролловское Зазеркалье, а параллельный мир взрослых вполне реален — Испания, 1944 год, франкисты добивают республиканских партизан в каком-то глухом уголке Иберийского полуострова. Миры эти переплетены так тонко, что в реальности грез Офелии сомнений не возникает до самых финальных титров.
В кино всегда существовал определенный спрос на детские фантазии. Помимо многочисленных поттеров, хроник нарнии и тому подобных сказочных проектов, совсем недавно мы видели «Страну приливов» Терри Гиллиама, в которой маленькая девочка обживает непонятный мир взрослых по собственному хотению. Двадцать лет назад на экраны вышел «Лабиринт» Джима Хенсона с Дэвидом Боуи в роли Короля гоблинов. «Лабиринт Фавна» из той же оперы. Офелии открывается сказочный мир, и от ее правильных действий в нем, зависит судьба мира настоящего.
И та, и другая реальность пугающе отвратительны. Детский мир переполнен отталкивающими созданиями из ночных кошмаров Гойи и Сальвадора Дали. Мир взрослых населяют двуногие животные в военной форме франкистской Фаланги, которых возглавляет отчим Офелии, профессиональный садист и убийца. В лесу еще прячутся партизаны, причем, режиссер явно на их стороне. Таким образом, как и положено сказкам, а также голливудским фильмам, у дель Торо все персонажи раз и навсегда окрашены в определенный цвет.
Ивана Бакуэро в фильме «Лабиринт Фавна»
Несмотря на отзывы некоторых зрителей, «Лабиринт Фавна» оставляет скорее горькое, а не негативное впечатление. Мог ли режиссер сделать конец в виде голливудского хэппи-энда? Наверное, нет. Не стоит забывать, на каком фоне происходит действие фильма. В гражданской войне нет ни победителей, ни проигравших. У Гильермо дель Торо, вопреки учебникам истории, побеждают республиканцы. Таким образом, он выдает желаемое за действительное. Для его родины «Лабиринт Фавна» не историческое, а очень даже актуальное кино. Мексика после очередных президентских выборов, на которых с минимальным перевесом победил правый кандидат, сама находится на грани взрыва.
Политическая шизофрения, при которой одна половина нации пытается убить вторую, ведет к раздвоению личности. Сознание Офелии однозначно выбирает в пользу сказки и вываливается из привычного мира вещей. После дель Торо воспринимать любое фэнтези будет гораздо сложнее. «Лабиринт Фавна» — лишь игра на темы фэнтези, но именно этот фильм становится своеобразным итогом той мании, которая охватила весь киномир несколько лет назад. Теперь окончательно стало понятно, мы обратились к фэнтези, потому что жить в этом мире нам становится все более неуютно. Мы все охотней покупаем сказки для взрослых, чтобы встретить между их страницами Фавна, который подарит нам мел, с помощью которого мы нарисуем дверь на стене своей малогабаритной квартиры.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...