Антон Сидоренко, 15 сентября 2006 г.
На самом деле людей с уникальным даром угадывать и составлять ароматы на профессиональном жаргоне называют «нос». В свое время мне удалось немного пообщаться с единственным «носом», который живет и работает в Минске. Разумеется, мой первый вопрос был: «Вы читали Зюскинда»? Не помню сейчас, что он мне ответил, но одно несомненно: тихая и добрая профессия парфюмера у всех сейчас ассоциируется с жутким маньяком Гренуем из романа Патрика Зюскинда.
Что вполне естественно, Бен Уишоу оказался все-таки не похож на того Гренуя, которого мы все себе представляли. Проблема в том, мы представляем каждый своего Гренуя, точно также как своего Эраста Фандорина, Андрея Болконского и Фродо Беггинса. Гренуй Тома Тыквера предстал не в самом страшном или отталкивающем виде. Наверняка, у Бена Уишоу в этой роли найдутся большие поклонницы и поклонники. Прямо скажем, на маньяка Уишоу оказался не похож. Хотя одержимость его героя, безусловно, из породы маниакальной. Тыкверу удалось ловко передать отношение читателя к главному герою книжки. Чудесным талантом Гренуя восхищаешься, его же поступки вызывают скорее отвращение. Гораздо лучше в роли Гренуя смотрелся бы Евгений Миронов, когда-то уже сыгравший маньяка в чудесном дебюте Николая Лебедева «Змеиный источник». Фирменные мироновские порывистые движения пробует демонстрировать и Бен Уишоу, в какой-то момент действительно похожий на российского актера.
Бен Уишоу и Дастин Хоффман в фильме «Парфюмер: история одного убийцы»
В свое время целый ряд режиссеров с мировым именем отказались от экранизации книги Зюскинда, убоявшись трудной задачи визуализации запахов. Тыквер в полную силу попытался вызвать у зрителя отвращение к наполнявшим прекрасную Францию в середине XVIII века ароматам, под завязку набив свой фильм гнилой требухой, жирными червями, копошащимися в дохлых крысах, и человеческой блевотиной. Удалось ли режиссеру внушить зрителю запахи, которые, по сути, главные действующие лица романа? В какой-то степени, да. Конечно, во многом все зависит от вашего, дорогие зрители, воображения. Особы впечатлительные, несомненно, проникнутся неаппетитными образами источников запаха, которые Тыквер вывел на экран, воспользовавшись достижениями макросъемки. В любом случае, богатое обонятельное воображение при просмотре «Парфюмера» просто необходимо. Хотя Тыквер и воспользовался костылем в виде закадрового голоса.
Во всем остальном Тыквер ожидания не обманул. «Парфюмеру» далеко от молодого клипового экстремизма «Беги, Лола, беги». Хотя в одном эпизоде режиссер и применяет свой фирменный прием клиповой нарезки стоп-кадров. Но «Парфюмер» — кино, рассчитанное на гораздо более широкие массы, более того, на мировой прокат. Это очень качественный европейский блокбастер с французской основой, созданный с поистине голливудским размахом режиссером-немцем по книге писателя из Швейцарии. Такие проекты лишний раз доказывают, что Европа — это не просто географическое понятие, а единое культурное пространство.
Алан Рикман в фильме «Парфюмер: история одного убийцы»
Главное, что удалось с немецкой скрупулезностью перенести на экран Тыкверу — многозначность расшифровки «Истории одного убийцы». Это вам не коммерческий продукт типа «Кода да Винчи»! Зюскинд двадцать лет назад написал книгу, которой до сих пор удается быть актуальной. Возможно, Тим Бертон снял бы более причудливый фильм, но наверняка такой путь попал бы под огонь критики фанатов Зюскинда. Отступления от текста Тыквера оказались не такими уж смертельными. В любом случае, считавшийся одним из самых трудных для экранизации романов, перенесен на киноэкран. Значит, возможности у кино не такие уж и ограниченые.
Да, наверное вам интересно, где же в Беларуси можно выучится на «носа», то есть, парфюмера? Отвечаю: на химфаке БГУ. Может быть, благодаря фильму и книге в следующем году там будет конкурс на вступительных. Шутка.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...