Антон Сидоренко, 3 мая 2005 г.
Если кто еще не заметил, эфир заполонен массой сериалов о Второй Мировой войне. Перед юбилеем Победы (дай Бог, чтобы это слово всегда писалось с большой буквы) такое внимание телепродюсеров к «сороковым, роковым» вполне понятно и оправдано. Другое дело, что качество большинства из этих мини-сериалов не выдерживает никакой критики. Телевизионное кино и не предполагает долгой подготовки, тщательной проработки темы, постройки декораций. Малый экран легко терпит, а телевизионный зритель великодушно прощает многочисленные ляпы в реквизите, костюмах актеров и, даже, в логическом построении сюжета. Такой вот интересный этот телезритель. Но на большом экране все убожество и скудоумие постановщиков видны как под увеличительным стеклом.
«Беларусьфильм» уже шестьдесят лет специализируется на военном кино, что вполне естественно, если учесть роль Второй мировой в истории нашего народа. Открыл тему документальный фильм «Освобождение Советской Белоруссии», смонтированный еще в 1944 году в Москве под руководством тогдашнего главного режиссера нашей студии В. Корш-Саблина. Документальной, впрочем, эту ленту можно назвать с большой натяжкой, так как множество ее эпизодов было явно постановочным. Сразу после войны фильмы были похожи на театральные постановки фронтовой агитбригады: «русские» были несомненными героями, «немцы» — тупыми идиотами и скотами, «предатели» — трусливыми, циничными подонками («Константин Заслонов» того же Корш-Саблина). Советские герои в фильмах сталинской эпохи напоминают терминаторов: и в огне не горят, и в воде не тонут, а главное, везде передвигаются только с таким выражением лица, с которым очень удобно выдирать зубами кольцо на гранате.
В хрущевские времена нашим героям разрешили улыбаться в перерывах между атаками. В кино и литературу пришло поколение «лейтенантов», которые сразу перевели стрелки из сферы агитации и пропаганды на внутреннюю трагедию отдельного человека. Для Беларуси в первую очередь это время ассоциируется со сценарным творчеством Василя Быкова и Алеся Адамовича. Несколькими яркими работами отметился сокурсник Тарковского Валентин Виноградов. Лирическая сторона «оттепели» на полдесятилетия растопила цензорский лед и позволила появиться фильмам о собственном военном детстве Виктора Турова и Геннадия Шпаликова («Я родом из детства», 1966) с песнями Владимира Высоцкого. Насупленные брови брежневского похолодания вновь заставили творцов вернуться к шаблонам, и высокохудожественные прорывы вроде всемирного шедевра Элема Климова «Иди и смотри» или рыбаревского «Свидетеля» случались нечасто. Главной, конечно, всегда оставалась партизанская тема, благодаря которой нашу студию и называют за глаза «Партизанфильмом». Но все равно, все послевоенные годы доминировало кино стандартное, лишь ненамного ушедшее от сталинского эталона. Не удивительно, что в современной Беларуси вернулись к проверенным кинорецептам-штампам времен Пономаренко и Цанавы.
«Глубокое течение» М. Касымовой и И. Павлова смотреть не стоит. Просто потому, что согласившись посетить кинозал, вы станете соучастником святотатства и оскорбления памяти жертв величайшей катастрофы на нашей земле. Это оскорбление нанесено непрофессиональной экранизацией в сущности талантливой прозы Ивана Шамякина (который, к счастью, не дожил до позора). Примитивные диалоги, неряшливая актерская игра на уровне провинциального водевиля, убогая постановочная часть — все говорит о том, что для создателей этот фильм лишь очередная возможность неплохо подзаработать на юбилейной тематике, прикрывшись ширмой высокой поддержки. Самое неприятное, что продукцию подобного рода в последнее время «Беларусьфильм» стал исторгать из своих недр подобно пирожкам («Вам — задание» Ю. Бержицкого, такая же слабая версия вполне внятной жанровой прозы Н. Чергинца). Об этих поделках как о «шедеврах» на полном серьезе пишет государственная пресса, на них в добровольно-принудительном порядке водят колонны подневольных школьников и от них как черт от ладана шарахаются прокатчики, стараясь запихнуть «шедевры» на самое неудобное в расписании показов время. А несколько переживших крах системы белорусских документалистов с трудом находят копейки на создание своих работ о неизвестных героях, которые с интересом смотрят и покупают за рубежом.
Конечно, не все так печально. И у нас, и в России создаются фильмы про войну значительные как с художественной стороны («Mysterium Occupation» А. Кудиненко), так и вписывающиеся в развлекательный масс-культ («Звезда» Н. Лебедева, «В августе 44-го» М. Пташука). К сожалению, отношение ко Второй Мировой у юных посетителей мультиплексов примерно такое же, как и к войне 1812 года. Вот почему необходимы высококачественные и правдивые фильмы, не сводящие войну к банальной «стрелялке», чем грешат фильмы Лебедева и Пташука. Очень бы хотелось, чтобы тема войны не была индульгенцией на съемку откровенной кинохалтуры. Вот только экспертов в этом вопросе становиться все меньше и меньше…
С праздником великой Победы вас!
10 лучших белорусских фильмов о войне по мнению «Киночтива» в хронологическом порядке:
«Часы остановились в полночь», реж. Николай Фигуровский, 1958
«Через кладбище», реж. Виктор Туров, 1964
«Восточный коридор», реж. Валентин Виноградов, 1966
«Война под крышами» и «Сыновья уходят в бой», реж. Виктор Туров, 1967/1969
«Венок сонетов», реж. Валерий Рубинчик, 1976
«Иди и смотри», реж. Элем Климов, 1985
«Свидетель», реж. Валерий Рыбарев, 1986
«Знак беды», реж. Михаил Пташук, 1987
«В августе 44-го», реж. Михаил Пташук, 2000
«Mysterium Occupation», реж. Андрей Кудиненко, 2003
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...