Антон Сидоренко, 20 декабря 2004 г.
В огне не горит и в воде не тонет. Из любой ситуации сможет найти выход. Кашу из топора, переправу из подручных средств. К друзьям с душой нараспашку, к врагам — с уважением, но без заискивания. Знай наших! Том Хэнкс, американская звезда с белорусскими водительскими правами — символ современного Голливуда.
О ловкости и смекалке советского человека давно ходят легенды. Вот, наконец, эти легенды перелетели и через океан. Дураку понятно, что ловкий продюсер Спилберг снимал свой «Терминал» не о бедном пришельце из непонятного происхождения Кракожии (вот мой вариант: Краков + Грузия, она же Джорджия по-английски). Самый удачливый голливудец — идейный противник творящегося сейчас в Америке бушизма. Его Терминал — это символ современной Америки, основу которой составляют простые люди (уборщики и носильщики) с темным цветом кожи и которая томиться в плену под зорким наблюдением мириада видеокамер белокожего меньшинства. Недаром самые плохие персонажи сконцентрированы в картине под вывеской изобретенного командой Буша Министерства внутренней безопасности США. Да и те представлены в основном одним своим начальником. Спилберг прозрачно намекает зрителю: хороших людей больше, но плохие лучше организованы, поэтому они у власти. Но, когда хотя бы часть плохих станет на сторону хороших, добро побеждает.
Том Хэнкс в фильме «Терминал»
Конечно же, спилберговские США — небеса обетованные для всякой божьей твари. Разные китайцы и индусы крупными и мелкими партиями с визгом протискиваются через любую возможную щелочку, лишь бы оказаться в земном раю международного аэропорта имени Кеннеди. Некоторые, действительно, готовы ждать возможности получить заветный штамп в паспорт месяцами и даже годами. Но сделать героя цветным Спилберг позволить себе не мог. Темный кракожиец затерялся бы среди многоцветного интернационала современного американского общества. Из нецивилизованных по меркам западного мира стран бледнолицые живут только в Восточной Европе. Межгалактическая дыра бывшего СССР может до сих рождать каких угодно монстров на потребу голливудской фантазии.
Надо отметить, монстр получился жутко симпатичным, учитывая, что пришельцы из бывшего СССР у голливудских фантастов обычно выходят похожими на Урфина Джуса. Оказывается, неамериканцы в голливудских фильмах тоже могут напоминать людей и обладают своими привычками, надеждами и слабостями. И еще могут любить джаз (вероятно, наивысший показатель цивилизованности по Спилбергу). В то же время герой симпатяги-миляги Хэнкса очень похож на спилберговского же Инопланетянина: в жизни на чужой планете абсолютно не разбирается, а только, по возможности, приспосабливается к ней. Судя по «Терминалу», для приспособления к жизни в американском аэропорту особых навыков не требуется, тут главное сообразительность и сноровка. Глядя на развитую инфраструктуру терминала JFK, я подумал, что на месте главного героя с удовольствием оказались бы и многие белорусы... На своей родине некоторым из наших соотечественников приходится жить в гораздо худших условиях, достаточно вспомнить репортажи из белорусской глубинки.
Кэтрин Зета-Джонс и Том Хэнкс в фильме «Терминал»
Неуклюжий и добродушный Виктор Наворский — новая эволюция образа нашего соотечественника на американском экране. Одно то, что его роль играет Том Хэнкс — главный специалист по «хорошим» персонажам в современном Голливуде — говорит об новых настроениях по отношению к нам, бывшим «советским». Пришелец из Кракожии хотя и с трудом разбирается в таких вещах как талоны на питание и английский язык, но уже не хлещет водку и не ломает людям руки как Шварценеггер в «Красной жаре». Победа ли Буша на выборах тому причиной или всеобщая борьба с мировым терроризмом, но факт есть факт: welcome и зеленый штамп в проездных документах для обладателя белорусского водительского удостоверения в итоге становится реальностью.
Большинство землян вообще живут гораздо хуже американцев. Но Виктор Наворски из Кракожии и мысли не может допустить, чтобы остаться в Штатах. И здесь можно отметить большой сдвиг в американском киносознании: возвращение Наворского домой означает, что на богатых и благополучных США свет клином не сошелся, оказывается, свою родину можно любить и за то, что она просто Родина. Пожалуй, здесь и кроется главная мысль «Терминала».
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...