Антон Сидоренко, 11 февраля 2016 г.
Бруклин и в жизни, и в картине Кроули величина самодостаточная, понятие условное, нарицательное. Нью-Йорк в массовом сознании — это, в первую очередь, Манхэттен, но Бруклин есть Бруклин, символ отъезда и другой, не похожей на прошлую жизни, для тех, кто не претендует на доходы Уолл-стрит или бродвейские лавры. Юная продавщица Элис из картины Кроули на лавры не претендует, ей оказывается достаточно простого человеческого счастья.
Выдвинутая на основные оскаровские номинации, картина Джона Кроули нарочито камерная и, казалось бы, не такая социально актуальная, как «Игра на понижение» или «В центре внимания». Но рассказывает о типичной судьбе одного из миллионов строителей современных США. А, значит, тех, кто каждый уик-энд приносит свои кровно заработанные доллары в бокс-офисы мультиплексов от Бостона до Сан-Диего. Вполне вероятно, что среди них есть потомки героев «Бруклина» — простой ирландской девушки Элис и простого итальянского парня Тони, которые могли найтись и подружиться только в том плавильном котле, который зовется Америкой.
Сирша Ронан и Донал Глисон в фильме «Бруклин»
Нарочито старомодная, в плавном ритме и мягких цветах оператора Ива Беланже лента Кроули плавно протекает в человеческом измерении — знаменитые нью-йоркские небоскребы в кадр попадают разве что для порядка. «Бруклин» для голливудского кино выглядит необычно: персонажи картины — не только самые простые люди, так они еще и не совершают никаких сверхординарных поступков. В начале пятидесятых прошлого века Ирландия уже не была тем страшным придатком Британии, в котором картошка поедала людей. Однако, тысячи ирландцев продолжали переезжать в Новый Свет — героиня Сирши Ронан типичный, как говорится, их представитель.
По сути, фильм — это портрет юной продавщицы Элис в прекрасном и достойном «Оскара» за лучшую женскую роль исполнении Сирши Ронан. Героиня Ронан, что опять-таки нехарактерно для Голливуда, вовсе не хозяйка своей судьбы. Все в ее жизни — и отъезд в Америку, и встреча с простым бруклинским сантехником Тони, и последующее возвращение и бегство из Ирландии — происходит помимо воли, благодаря сложившимся обстоятельствам. Аккуратными, легкими штрихами «Бруклин» рассказывает не столько об иммиграции, сколько о силе судьбы. Именно судьба делает решающий выбор за героиню.
Ив Маклин, Сирша Ронан и Эмили Бетт Рикардс в фильме «Бруклин»
Америка начала пятидесятых глазами создателей «Бруклина» — именно та, которая верит любым слезам, добрая и всепринимающая, потерянный рай для всех последующих поколений. В ней не надо бороться за существование, а трудолюбие и добрая воля будут обязательно вознаграждены. Автор одного из лучших за последнее время телевизионных фильмов «True Detective» Джон Кроули сделал свое кино видимо бесконфликтным, но это совсем не значит, что за героиню Сирши Ронан не переживаешь. Переживаешь и еще как! Секрет притягательности фильма как раз в том, что от его сюжета все время ожидаешь подвоха. Однако встреченные Элис американцы оказываются поголовно хорошими людьми, а все, что ни делает зло, оказывается к лучшему.
Парадоксальным образом бесконфликтность не переводит фильм Кроули в разряд голливудского соцреализма. Виртуозно выписанные и сыгранные характеры, идеально воссозданная атмосфера пятидесятых делают картину Кроули весьма оригинальной. «Бруклин» находится где-то между мейнстримом и арт-хаузным кино и выглядит в этом промежутке вполне органично.
Удивительно, но в русскоязычном прокате «Бруклин» идет с субтитрами — спешите поймать на большом экране.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...