Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Артист Артист

«Артист»: Без лишних слов

Антон Сидоренко, 13 февраля 2012 г.

Номинированный на главные «Оскары» голливудский фильм французского режиссера Мишеля Хазанавичуса — немое, черно-белое и очень симпатичное доказательство волшебной силы искусства.

Французское, а в принципе, любое неанглоязычное кино очень редко допускается на финишную прямую Американской Киноакадемии. В этот раз академикам сам бог велел умилиться и облиться слезами при виде признания в любви к Фабрике грез со стороны европейских кинематографистов, попасть в Голливуд для многих из которых по-прежнему является вершиной карьеры. «Артист» Хазанавичуса с французскими актерами в главных ролях в весьма оригинальной форме признается в любви золотому веку Голливуда. А Голливуд, похоже, готов одарить его взаимностью.

В то, что кино не столько приобрело, сколько потеряло с приходом звука, до сих пор верят многие фанатики-киноманы. «Артист» поддерживает сторонников такой точки зрения. Мишель Хазанавичус рассказывает историю с помощью черно-белого изображения и нечастых титров. В общем, все как в дозвуковую киноэпоху. Вернее, почти все. Хазанавичус все-таки мастерски использует звук в качестве выразительного средства, в разных моментах фильма обыгрывая с его помощью разные комедийные ситуации.

Жан Дюжарден в фильме «Артист»
Жан Дюжарден в фильме «Артист»

«Артист» — оригинальная комедийная мелодрама, пародия на эру немого и раннего звукового кино, сделавшая бы честь самому Вуди Аллену, который любит баловаться подобными штуками. Замечательные актеры Хазанавичуса, среди которых, само собой, выделяется колоритный герой Жана Дюжардена, весьма эмоционально (непрерывно работая лицевыми, как и положено в немом кино, мышцами) разыгрывают очередную пантомиму о любви, что преодолевает все преграды.

Разумеется, как во всяком киноманском зрелище не обходится без постоянных напоминаний о прошедшем «золотом веке». В «Артисте» поэтому множество цитат и аллюзий, начиная с образа героя Дюжардена, который изображает некую помесь Рудольфо Валентино и Дугласа Фербенкса, и оканчивая ссылками на главный фильм о Голливуде всех времен — «Сансет-бульвар» Билли Уайлдера. Кроме того, по всему «Артисту» рассыпаны приятные сюрпризы вроде Малькома Макдауэла в роли статиста, пришедшего наниматься в массовку. Или замечательного пса, который сам по себе здесь явление выдающееся и который с полным основанием может претендовать на «Оскар» за лучшую собачью роль за последние десять лет.

Хазанавичус и его артисты высказываются от предмете своей пародии, как и следовало ожидать, иронично-покровительственно. В сравнении с первым десятилетием ХХI века «немые» двадцатые выглядят необыкновенно наивными и безоблачно-безконфликтными. Хотя параллелей хоть пруд пруди: тут тебе и биржевой крах 1929 года и безудержный технический прогресс, оставляющий кучу людей без средств к существованию, и Великая депрессия, которая и на экране, и за экраном, кажется, только разворачивается...

Беренис Бежо и Малкольм Макдауэлл в фильме «Артист»
Беренис Бежо и Малкольм Макдауэлл в фильме «Артист»

Именно здесь присутствует то главное, что выделяет «Артиста» из общей массы — не ч/б, не отсутствие диалогов и не французские актеры в главных голливудских ролях. Фильм Хазанавичуса — проект концептуальный, призванный напомнить всем привыкшим к звуку, цвету, «волшебным» стереоочкам и мягкому креслу с дыркой в подлокотнике для попкорна, что дело не в излишествах. Более того, в изменчивую эпоху перемен без излишеств вполне (и с большим успехом!) можно обойтись.

Вслед за «Хранителем времени» Мартина Скорсезе фильм Хазанавичуса апеллирует к славному прошлому главного развлечения ХХ века. Неудивительно, что обе картины претендуют на главный «Оскар» сезона. И жоржмельесовский период, описанный Скорсезе, и рубеж двадцатых-тридцатых у Хазанавичуса, были важнейшими для киноискусства. Совсем как в наши дни, когда кинематограф активно осваивает новые средства выражения. Но если громоздкий 3D-эксперимент Скорсезе закончился, скорее, неудачно, то ч/б шутка Хазанавичуса еще раз доказала — кино может прекрасно существовать без цвета, звука и стереоизображения, но не без таланта и вдохновения.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия