Антон Сидоренко, 10 мая 2010 г.
Киномода изменчива и привередлива. Чаще всего она возникает на отдельных актеров, реже страны и режиссеров. И совсем редко на технологические новшества.
Конечно, стереокино изобрел никакой не Джеймс Кэмерон. Опыты по созданию движущегося стереоизображения начались еще до братьев Люмьер, а стерокинотеатры существовали во всех крупных городах развитых стран десятилетия назад. В Минске таким кинотеатром был «Мир», в репертуаре которого были как художественные, так и документальные, «видовые» ленты. Именно ленты, которые теперь повсеместно вытесняются цифровой проекцией. Проектор первого белорусского цифрового кинотеатра «Киев» куда большее новшество, чем те стереофильмы, которые с него показывают.
Но оборудование в аппаратной не видно из зрительного зала, а вот «волшебные» очки, которые раздают-собирают до-после сеанса произвели настоящий фурор. До сих пор по утрам перед «Киевом» выстраиваются очереди желающих купить билеты «на 3D». Спрос пока явно превышает предложение и нескоро будет насыщен — точной даты открытия второго подобного кинотеатра в Минске пока нет. Причем, как оно и бывает при дефиците, художественное содержимое фильмов мало кого интересует, да и репертуар невелик. Хотя проанализировать его интересно.
Кадр из фильма «Большое путешествие вглубь океанов 3D»
Несмотря на явную идейную и художественную вторичность, «Аватар» Кэмерона — Зрелище с большой буквы. В основном, за счет невероятного технического совершенства, продуманности каждой детали. И того, что фильм с самого начала снимался в расчете на цифровую стереопроекцию. Грандиозный успех «Аватара», а с ним и технологии 3D у зрителя произошел в основном благодаря последнему факту. Кэмерон выстроил свое кино как набор сверхярких картинок, от которых требовалось только одно — удерживать внимание зрителя своим необычным видом. Эффект от современного стерео — вовсе не реалистическое изображение, в конце концов, хороший оператор создает его и в «плоском» кино с помощью света и цвета. 3D больше похоже на детские книжки-раскладушки со слоистыми картинками, а сам экран — на гигантский аквариум.
Рекламный эффект от «Аватара» оказался куда сильнее, чем ожидали его создатели: Кэмерон фактически открыл новый мировой рынок — кинотеатрального цифрового 3D. Впервые за много лет зритель валом повалил в кино не на какой-то конкретный фильм, а просто чтобы испытать что-то доселе невиданное.
Надо отметить, интерес публики к технической новинке пока не исчерпан. Несмотря на то, что нового достойного стереокино после «Аватара» в репертуаре того же «Киева» еще не было. Спешно переведенная в 3D-формат «Алиса в стране чудес» Тима Бертона оказалась сплошным разочарованием: мастер «авторского» Голливуда едва ли не впервые поддался диктату продюсеров, представив довольно банальное зрелище. Единственное, что могло заинтересовать в нем минчан — вид самой «Страны Чудес», весьма напоминавшей прежний Лошицкий парк до его реконструкции.
Кадр из фильма «Как приручить дракона»
Забавный мультик «Как приручить дракона» строится на шутках и забавных характерах, смотреть его можно с равным успехом и в обычном кинотеатре «без очков». «Большое путешествие вглубь океана 3D» за продюсерством сына подводника Кусто — зрелище завораживающее, но не более чем на полчаса. Все надежды на последнего «Шрэка», стереоролик которого выглядит многообещающим.
Кстати, именно анимация пока правит бал в новом стереокино. Традиционному кино с «живыми» актерами объем не то чтобы противопоказан, но режиссеры пока не научились с ним обращаться. Чтобы превратить звук и цвет в полноценные инструменты художественного творчества потребовались годы и даже десятилетия. Сколько будут «осваивать» объем, еще не ясно. Но без этого никакого развития искусства кино не происходить не будет.
То, что после «Аватара» в 3D-репертуаре пока не появилось ничего достойного, косвенно подтверждает и предполагаемый повторный выпуск картины Кэмерона в августе. Фильмы, которые придут ей на замену, наверняка будут сотканы из сплошных спецэффектов и представлять собой некий симбиоз обычного кино и анимации. Именно в таком направлении двигался кинематограф развитых стран все двухтысячные. Препятствуют этому движению высокие расходы: кино в последнее время стало одним из самых высокотехнологичных производств. Пропорционально бюджетам повышаются финансовые риски, любой кассовый провал может оказаться роковым для всей системы в целом. Но пока будет действовать «эффект Аватара», экономическая катастрофа кинобизнесу не грозит.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...