Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Оккупация. Мистерии Оккупация. Мистерии

Хавайся у плёнку!

Антон Сидоренко, 24 июня 2004 г.

Запрещенный на родине фильм Андрея Кудиненко «Оккупация. Мистерии» начинается с фразы: «Няма ніякага беларускага кіно. І не будзе ніколі!» И тем не менее, участие этой картины в официальных программах самых престижных кинофестивалей оставляет надежду на то, что пациент скорее жив. Картина Кудиненко, небогатая и лишенная спецэффектов, все равно прельстила отборщиков Московского Международного кинофестиваля. А в Роттердаме ей аплодировали стоя, и дело тут не в сверхгениальной режиссуре или суперактуальном контексте. 

 Дело в том, что на карте киномира появилась еще одна страна. И пускай в этой стране сняли пока только один достойный мирового фестивального экрана фильм. Главное то, что ни в какой другой части света такой фильм появиться бы не смог. «Оккупация. Мистерии» — порождение сугубо белорусское. Этим фильм и интересен как белорусским, так и всем остальным зрителям (проверено экспериментально, сразу после премьеры в Москве фильм стартует в российском прокате сразу в нескольких копиях). Вспомним недавний пример с «Анастасией Слуцкой». Нелепо думать, что толпы зрителей были привлечены в залы кинотеатров рекламой, которую фильму сделал 

 Александр Лукашенко, или специальными ценами на билет. Нет, людей влекло любопытство иного рода. Белорусы хотели наконец увидеть БЕЛОРУССКОЕ кино и готовы были проголосовать за него рублем. (Точно также стали у себя на родине хитами проката латвийские картины «Жернова судьбы» и «Страшное лето», и эстонская картина «Имена в граните», хотя серьезное кинопроизводство в этих странах практически остановлено). К сожалению, большинство зрителей «Анастасии» были сильно разочарованы. После некоторых отзывов рядовых белорусов на этот псевдоисторический «блокбастер» у меня зародилось опасение, что понятие «современное белорусское кино» дискредитировано на долгие годы. Жаль большинство белорусских киношников, которые не виноваты, что у авторов «Анастасии» руки растут прямо из... бульбы. К счастью, через несколько месяцев после притянутого за уши «триумфа» «Анастасии» у нас появилась «Оккупация» Андрея Кудиненко и Александра Качана. Успех фильма доказал, что достойное кино можно делать за гораздо более скромные деньги, чем те, которые были потрачены на съемки «Анастасии». Еще более закономерно, что «Беларусьфильм» — этот единственный бренд, долгие годы ассоциирующийся с белорусским кинематографом, — имел к производству «Оккупации» минимальное отношение. Что означает: в Беларуси можно снимать кино и без помощи государства, а значит быть свободным от его идеологического вмешательства. Вы возразите: но не все же фильмы можно снимать за 30 тысяч евро! Все время ходить в кино на фильм только из-за того, что он белорусский, никто не будет. Действительно, это так, но в этом году есть пример и «дорогой» негосударственной белорусской кинопродукции. Очень недешевый в производстве и по своему исполнению достойный не только телеэкрана фильм Вячеслава Никифорова «На безымянной высоте» снят зарегистрированным в Беларуси ИП «БелПартнер ТВ» — дочерней компанией небезызвестной российской «Централ Партнершип». Участие в картине российских звезд говорит только о том, что она предназначена для обширного русскоязычного телерынка. Но если внимательно прочитать финальные титры, то можно обнаружить, что от режиссера до директора производства — все специалисты «Беларусьфильма». На частной студии в Минске перезаписывался и звук фильма (раньше эту операцию, для «Каменской» и других сериалов делали в Москве, а то и в Праге). Я даже не говорю про Андрея Голубева и Анатолия Кота — белорусских актеров, которые в фильме напрочь переигрывают русских «звезд». Кстати, Анатолию Коту, сыгравшему самые яркие роли в белорусском кино последних лет, в том числе в «Оккупации» и «Анастасии», прочат мировую известность всего через несколько лет. Таким образом, у нас есть профессионалы, готовые снимать кино международного уровня, появляются и фильмы, достойные этого уровня. Но что самое радостное — у этих фильмов есть зритель. Шедевры не рождаются на пустом месте. Любой всплеск активности все равно в каких видах искусства всегда происходил благодаря социальным изменениям. Белорусское национальное кино предназначено для нации, которая, несмотря на все трудности, все же выходит из забытого богом кута Европы.





архив

2017: По честной цене

Подводя итоги года, не знаешь, за что браться в самом начале: то ли за ударную работу прокатчиков и дистрибьюторов, то ли за сам репертуар, на любой вкус, язык и, соотвественно, кошелек...

«Квадрат»: Родная планета обезьян

Сказать что-то значительное, а не просто прокричать в темноту кинозала дано немногим. Рубен Эстлунд как раз из тех, кто указывает человеку перед экраном на его недостатки и при этом не читает мораль...

«Убийство в Восточном экспрессе»: Остановился поезд

Новая экранизация предназначена зацепить тех, кому интересней пойти на новую версию хорошо известного детектива, чем на очередную часть приключений супергероев в трико...


Пишите нам
© 2018 redmount
мобильная версия
iPhone-версия