Антон Сидоренко, 14 апреля 2010 г.
Самое забавное, рассказывают они примерно об одних и тех же вещах: поведении захватчиков на чужих землях. Но выбранные режиссерами краски отличаются как небо и земля. Если Кэмерон делает упор на технику, то Бигелоу — на живых людей. И выигрывает. По крайней мере, в «оскаровской» гонке.
Основное достоинство «Повелителя бури» в его универсальности. Наверное, именно поэтому фильм Бигелоу так понравился американским киноакадемикам. Сюжет картины четко привязан ко времени и месту: Ирак, наши дни. Но если пространственно-временные подробности опустить, то ничего не измениться — лента рассказывает о современной войне в целом, об Ираке, Афганистане, любых горячих точках, в которых оказались армии западных демократий. Причем демонстрирует главное поле битвы, улицы и переулки, где раздаются взрывы: главное оружие современных конфликтов не пушки с ракетами, а бомбы террористов. И главная военная профессия теперь — тот, кто с этими бомбами должен бороться, то есть сапер.
Фанаты военной истории и остального всевозможного милитари (чаще всего не служившие в армии, тем более, не воевавшие), как правило, интересуются вооружением, техникой, тактикой и стратегией, читают мемуары выдающихся полководцев. Но главным на войне во все времена все равно остается рядовой солдат, от степени подготовки, морального состояния которого, в итоге, и зависит успех решающего сражения. Снимать кино о грандиозных танковых сражениях и бомбардировках городов в каком-то смысле гораздо проще, чем правдиво показать крупный план действующих лиц войны. По телевизору рядовых участников обычно не демонстрируют. А если и показывают, то тщательно отобранных и идеологически обработанных командирами.
Джереми Реннер в фильме «Повелитель бури»
«Повелитель бури» именно такой случай, когда в кадре так называемая «окопная правда». Фильм Бигелоу недаром часто сравнивают с документальными лентами. Он и в самом деле на них похож, чем, вероятно, и объясняется слабый первоначальный интерес прокатчиков. В относительно широкий прокат «Повелитель бури» попал только после церемонии вручения «Оскара». Неудивительно, что в белорусские кинотеатры фильм Бигелоу запоздал, в России его уже даже показали по федеральному телевидению.
Свободная подвижная камера, предельная достоверность, неизвестные подавляющему большинству публики актеры — и все же это не документалистика и не журналистский материал. Драма сапера-специалиста Джеймса в очень достоверном исполнении Джереми Реннера вряд ли могла быть так же подробно показана на примере какого-то реального человека. «Повелитель бури» — кино психологическое, сопутствующий военный экшн лишь оболочка. Хотя и замечательно исполненная: Бигелоу, даром что женщина, про армию знает больше многих коллег-мужчин.
Мужская тема, главная в творчестве Бигелоу, практически ушла из большого кино. Недаром новые настоящие звезды-мужчины в Голливуде давно не появляются. Наступившая после 11 сентября 2001-го война, традиционное мужское дело, положение в американском кино, как ни удивительно, не изменила. Ирак и Афганистан оказались, по крайней мере, на первых порах, слишком далекими от улиц американских городов, чтобы их военные темы по-настоящему заинтересовали голливудских кинематографистов. «Повелитель бури» единственное за последнее время крупное кино, которое рассказывает о специфическом сознании воюющего с пыльными восточными призраками солдата-современника. И показывает настоящую войну не сквозь прицел летящего вертолета, а с минимальной дистанции неравнодушного автора.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...