Антон Сидоренко, 19 февраля 2010 г.
Продолжении слабенького, но отчего-то нашумевшего фэнтези про провалившихся из «нашего» времени прямо в зону боевых действий «черных копателей» получило скандальную славу с политическим оттенком, что гарантирует внимание публики.
Мало кто знает, что проект «Мы из будущего» мог прописаться на «Беларусьфильме». Автор уже нашумевшей, но пока не показанной широкой публике картины «Волки» Александр Колбышев целый год обивал пороги минской студии со сценарием про перемещение в военное время, но не нашел понимания. И сюжет в сильно измененном виде был использован авторами «Мы из будущего 1». Ленту сняли неряшливо, но определенный резонанс она вызвала, да и в прокате денег собрала. Во второй части авторы пошли на явный скандал, выпустив фильм, где действие разворачивается в 1944 году в Западной Украине, сразу после телешоу «Янукович-Тимошенко».
В Украине ленту предсказуемо до проката не допустили: один из эпизодов в весьма неблагоприятных тонах показывает деятельность УПА — боевой организации, которая в годы войны сражалась и против нацистов, и против коммунистов. В «Мы из будущего 2» уповцы выглядят как откровенные лесные бандиты, уничтожающие мирное население, что никак не согласуется с официальной трактовкой этой организации в современной Украине (по крайней мере, эпохи президентства Ющенко). Кроме того, украинские участники молодежного лагеря любителей военной истории, которые собираются реконструировать события Львовско-Сандомирской операции 1944 года, показаны как недалекие, агрессивные существа, явно симпатизирующие нацистам.
Алексей Барабаш и Владимир Яглыч в фильме «Мы из будущего 2»
Что касается политики, то вряд ли создатели «Мы из будущего 2» ставили перед собой пропагандистские задачи. Изображение украинцев как «братьев наших меньших» сохранилось как традиция еще со времен кино советского, успешно прижившаяся в кино неороссийском. (Вспомнить хоть недавний «Кандагар», с невероятно плакатным, ущербно-недалеким «хохлом»). Украинец в советском военном кино практически всегда изображался в виде малообразованного, добродушного хохмача в младших чинах. И в «Мы из будущего 2» молодые герои-украинцы явно проигрывают в сообразительности своим российским сверстникам. Но, как приметы эпохи газовых войн, — явственно проступающие ярлыки «предателей» на всех, кто разговаривает в кадре по-украински, начиная от хлопцев в немецкой форме в молодежном лагере и заканчивая шустрым бородатым дедком-уповцем, который с пеной у рта требует расстрелять «камуняк». С другой стороны, «Океан Эльзы» за кадром «Мы из будущего 2» звучит куда лучше и уместнее «Ночных снайперов», так что по этому параметру украинская культура берет явный реванш.
Впрочем, идейная канва картины сформирована скорее под воздействием программы «Время», чем по прямому приказу неких антиукраинских сил. Авторы «Мы из будущего 2» и в целом находятся в плену стереотипов, наследуя советскому «приключенческому» жанровому кино о войне времен позднего застоя. Основным аттракционом ленты является неплохо снятый экшен: нормативы по стрельбе и метанию гранаты съемочная группа отработала на крепкую четверку. Хотя по теперешним стандартам батального кино (да и по всем остальным тоже) «Мы из будущего 2» типичное бимуви.
Актеры в поте лица отрабатывают свой хлеб. С заменой Даниила Козловского на Игоря Петренко в качестве исполнителя главной роли образ предводителя «черных копателей» Бормана стал сугубо положительным и обрел романтичную серьезность, которая пригодилась для роли отвергнутого, но честного возлюбленного. Но самым заметным следует назвать первое появление на экране внука Богдана Ступки Дмитрия (очень похожего на своего деда), персонаж которого из сопливого инфантильного сынка депутата Верховной Рады по ходу действия превращается во вдумчивую и ответственную личность. А молодые украинцы в целом — в верных друзей молодых россиян. Что, на фоне победы Януковича и ожидаемого поворота внешней политики Украины в сторону РФ, выглядит символично. Надо полагать, что в третьей части (если такая последует) «дружить» на экране будут с немцами. После прошлогоднего опуса Тарантино пленка все стерпит.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...