Антон Сидоренко, 29 мая 2009 г.
Судя по тому, что главным героем новой ленты стал забавный пенсионер в роговых очках, менеджеры от искусства в этот раз делают ставку и на зрителей преклонного возраста.
Большие, красивые мультфильмы Пиксара/Диснея — идеальное развлечение для всей семьи. Малыши находят в них обожаемую подвижную яркость, взрослые следят за сюжетом, который вполне соотносится с сюжетами игрового кино. В последнее время сюжеты полнометражной анимации становятся все более взрослыми и отвественными. Стоит вспомнить тот же «ВАЛЛИ», где вовсю продвигалась тема кризиса цивилизации безудержного потребления. (Забавно, но создатели мульта подгадали его премьеру под начало реальной экономической катастрофы). В «Вверх» глобальных идей зрителям не предлагают, но философия картины вполне себе серьезная. Хотя и замаскированая под традиционный для Голливуда приключенческий экшен.
Интонации сюжета вполне чаплиновские — выпавший из общества глуховатый пенсионер (в России в неподражаемом звучании Армена Джигарханяна) подбирает в свой по-миядзаковски летающий домик пухлого мальчишку из отряда юных следопытов. Но до этого зрителю предлагается краткое содержание предыдущей жизни пенсионера Карла. Оказывается, у него была любимая жена, такая же милая и прикольная старушка, которая, правда, померла, но все время мечтала стать путешественницей и попасть в Южную Америку к знаменитому водопаду с затерянным конанадойлевским миром. Куда в итоге и прибывает летающий домик с вдовцом Карлом и пухлым начинающим скаутом. Уж там-то и начинаются настоящие приключения.
Кадр из фильма «Вверх»
Анимационные технологии уже достигли той степени достоверности, что рисованное изображение трудно отличить от реальности. Персонажи «Вверх» больше похожи на поролоновые фигурки, а сам мультфильм на кукольный. В нем все продумано и подвижно, но не оставляет впечатление предсказуемости.
Особенность голливудской анимации в том, что она, как правило, не изобретает новые миры, а следует в инерционном хвосте традиционного кино с живыми актерами. В итоге зритель получает милый, трогательный, забавный, но уже полностью прожеванный продукт, готовый к мгновенному употреблению. «Вверх» не пародирует, но повторяет изгибы сюжетов десятков мелодраматических, комедийных и приключенческих лент. А параллельно пропагандирует традиционные семейные ценности. Пускай старушка никогда вживую не видела знаменитого водопада, но ее вполне обычная жизнь с любимым с детсва супругом была не меньшим свершением и не меньшим подвигом. В общем, жизнь прожить, это тебе не в Южную Америку слетать. Сидите дома и наслаждайтесь экзотикой по телевизору. Или в кинотеатре.
В мультфильме отражена еще одна истина, которая переплыла Атлантику вместе с переселенцами-англосаксами. Летающий на наполненных гелием шариках дом, конечно, мало смахивает на крепость. Но для сценаристов «Вверх» это едва ли не еще один самостоятельный главный герой. Жаль, что дальше пресловутого полета фантазия авторов не пошла. Современные голливудские сказки предельно рациональны и реалистичны. Если в них что-то летает, то только с помощью гелия или мотров. А собаки могут разговаривать только с помощью специальных устройств.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...