Антон Сидоренко, 22 августа 2008 г.
Можно предположить, что после «Питер FM» режиссерский гонорар Оксаны Бычковой увеличился. Но романтизма в ее творчестве точно не поубавилось.
Действие новой ленты Бычковой разворачивается как раз в Первопрестольной. Главную героиню зовут, естественно, Маша. Но Маша московская, замученная переводчица с английского, сильно отличается от жизнерадостной диджеихи с питерского радио. Да и Мадлен Джабраилова ведет свою роль куда сложнее Екатерины Федуловой. Ее Маша давно уже не ищет свою вторую половину. Она учится жить в мире со своим одиночеством.
«Питер FM» был наполнен щенячей радостью узнавания взрослой жизни. «Плюс один» про то, как в этой жизни выживать. Особенно, если ты звезд с неба не хватаешь, и твоя сексуальная харизма взяла бессрочный отпуск. Ассексуальная (так поначалу кажется) Маша внезапно становится объектом внимания заезжего гастролера — отвязного англичанина-клоуна с дурацкой поролоновой куклой-перчаткой. Маша лишь эпизод в его бурной творческой карьере. А для нее клоун становится надеждой на перемены в одинокой жизни серенькой мышки. Банальный командировочный заставляет Машу взглянуть на мир свежим взглядом. И испытать своеобразный катарсис.
Мадлен Джабраилова и Джетро Скиннер в фильме «Плюс один»
Бычкова снимает просто, без особых художественных изысков. Но в этот раз и без явных претензий на подростковый хит. Наверное, «Плюс один» все-таки можно считать комедией, но комедией грустной, «с осенью в сердце». Повод улыбнуться и, даже, от души посмеяться Бычкова с соавтором по сценарию Наной Гринштейн дает не раз. Фильм про клоунов, как-никак. Но самыми смешными все равно становятся нелепости нашей жизни вроде старшины милиции, которого начальство послало передать конфеты для возлюбленной, или сотоварища Никиты Михалкова по кинобизнесу Александра Адабашьяна, который долго и подробно, разумеется, в рамках ненавязчивого продакт-плейсмента, рассказывает англичанину про «самое лучшее пиво». Последний эпизод, кстати, стоит после финальных титров, так что смотрите, не пропустите.
Пьяный Адабашьян у киоска, как и многие другие эпизоды, выглядят явно вставными. Сюжет с соблазнением Маши кукольником слишком банален для почти двухчасовой картины. Никаких фокусов с мобильниками — тут все гораздо ближе к жизни. И на закатные крыши герои больше не любуются: современная Москва, конечно, тут Питеру уступает. Правда, англичанин бормочет что-то из Гришковца, типа «Какая красота!» на фоне залитых огнями прошпектов Белокаменной. Но в этом месте настоящему англичанину, исполнителю главной роли Джетро Скиннеру и Бычковой почему-то совсем не веришь…
А веришь им в финале, который совсем будничный и очень похож на настоящий, тот, который без мобильников. И простота стиля Бычковой начинает казаться естественной и в чем-то даже красивой. Ну почти как песня Зацепин-Дербенева, которая звучит в самом начале и которую лучше А. Б. Пугачевой пока никто не исполнил.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...