Антон Сидоренко, 2 сентября 2006 г.
Разгоряченное просмотром сериала «Клуб» на MTV воображение рисует смелые картины морального упадка дельцов Голливуда. А на самом деле наш ждет очередная история про кризис американского среднего возраста…
Американский кризис среднего возраста — это когда у тебя компания с оборотом несколько десятков миллионов баксов, в гараже мерс с последними компьютерными наворотами, а в спальне жена-супермодель. И ты сам при этом Бен Аффлек под сорок с подкрашенными сединой височками. В принципе, жить можно. Но американцам, как известно, в раннем детстве шило попало в одно место и просто так им жить скучно.
Герой Аффлека, например, устраивается на странные психологические курсы, где препод-маньяк заставляет вести предельно раскрепощенные дневники. Аффлек, как самый ярый ученик, тут же жизни записывает в дневник всю свою жизнь: гамбургерное детство, наполненное половыми комплексами, офисную юность, разукрашенную в подлые цвета корпоративной борьбы и преуспевающее настоящее, в котором стимулов для активного существования осталось не так-то и много. Судя по фильму Майка Биндера, когда тебе под сорок и ты не последняя шестеренка в грандиозном механизме американского шоу-биза, жизнь начинает выкидывать неприятные коленца.
Бен Аффлек и Джон Клиз в фильме «Прожигатели жизни»
Джек, герой Аффлека, — владелец конторы, торгующей телесценаристами. В смысле, посредник между сценаристами и продюсерами. Учитывая, что телевидение это всего лишь радио с картинками, какой-нибудь автор диалогов «Моей сексуальной няни» может зарабатывать во много раз больше, чем все гуэрры и арабовы с их многомерными художественными амаркордами и молохами вместе взятые. И при этом жить в шикарном особняке на Беверли-Хиллс с воротами, один ремонт которых обходится в шесть тысяч баксов. По крайней мере, по «Прожигателям» выходит именно так. Фильм вообще изобилует милыми подробностями лос-анджелеского быта. Успех и неуспех в одномерном американском мире легко определяется по району, где ты проживаешь и машине, на которой перемещаешься. Надо отдать должное, в «Прожигателях» все это показано ярко, свежо и интересно, в отличие от дурного глянца, которым покрыты современные русские фильмы про жизнь богачей.
Для того, чтобы жить и перемещаться как положено успешным людям, Джек с приятелями свалил с фирмы, в которой начинал «в почтовом отделе» и основал точно такой же бизнес. Залогом успешной конкуренции стали копии каких-то суперсекретных бумаг, которыми в случае чего можно было шантажировать бывших боссов. Чем Джеку и приходится заниматься. В общем, на фоне американской корпоративной этики нравы алюминиево-нефтяных баронов из Самой Большой в мире Сырьевой Базы (СБСБ) уже не кажутся такими уж варварскими и звериными.
Бен Аффлек в фильме «Прожигатели жизни»
Но вернемся к нашему торговцу талантами. Через много лет его настигает собственная карма: некая тошнотворно одетая китаянка со слащавым именем Барби и торчащими стрингами крадет у Джека записи всех его прегрешений и шантажирует его разоблачением в желтой американской прессе, которая, как известно, повонючей чем газета «Ж…» будет. Вдобавок, жена-блондинка изменяет Джеку с самым удойным сценаристом, а Самый Перспективный Сценарист (тот самый, с воротами за шесть кусков) счастлив и без помощи Джека и становиться его клиентом не собирается.
Ага, скажите вы, «Прожигатели жизни» это психологическая драма про белого американца, нарушившего протестантские моральные устои и теперь своим раскаянием отмаливающий прощение? Ничего подобного. Никакого морального катарсиса в финале режиссер Майк Биндер не предусмотрел. Никакого осуждения методам конкурентной борьбы! Наоборот, в итоге правым оказался тот, кто сильнее ударил ближнего любимым американским оружием — бейсбольной битой. Пошатнувшиеся было бизнес и семейная жизнь оказались легко спасаемыми. Надо было всего лишь отобрать компромат у дуры-китаянки, которая оказалась сценаристкой-неудачницей, затеявшей всю эту историю из банальной зависти к богатому и успешному. И, чтобы герой Аффлека выглядел в глазах зрителя еще и морально победившим, — без тени смущения отдать ценный дневник на прочтение маньяку-психологу с курсов.
Так как Майк Биндер далеко не Вуди Аллен, всю эту историю он как мог разукрасил довольно веселыми гэгами, из которых в историю войдут, безусловно, заячьи зубы Бена Аффлека, вставленные самым дорогим Лос-анджелесским дантистом после драки с дружком шантажистки-китаянки. Большинство шуток, прямо скажем, пришли в «Прожигатели» из типичной молодежной комедии, но и Биндер далеко не интеллектуал с Манхэттена. Однако ему хватило мозгов понять, что кризис среднего возраста штука слишком серьезная для рядового стеба.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...