Антон Сидоренко, 20 апреля 2006 г.
Долгие годы понятие «Мюнхен» было нарицательным. Именно в баварской столице в 1938 году западные демократии без особых колебаний отдали на заклание Гитлеру Чехословакию и тем самым сделали Вторую мировую неизбежной. Через тридцать четыре года понятие «Мюнхен» приобрело другое значение. Во время Олимпийских игр палестинские террористы захватили и убили 11 израильских спортсменов. Еще через тридцать четыре года американский режиссер Стивен Спилберг снял фильм «Мюнхен».
Этот фильм, яркий и выстроенный со свойственным Спилбергу мастерством, редкое на нашем большом экране политическое произведение. Если после выхода «Списка Шиндлера» еще раздавались слабые голоса, обвинявшие Спилберга в спекуляции на теме Холокоста, то теперь обвинить изобретателя «Инопланетянина» и «Челюстей» в особом меркантильном интересе практически невозможно. В отличие от подавляющего большинства его работ, «Мюнхен» — фильм принципиально взрослый и без хэппи-энда. При этом, он все равно выполнен на высочайшем голливудском уровне, с красивой и достоверной широкоформатной картинкой, десятками звезд и полузвезд с разных частей света, обширной массовкой и спецэффектами.
Эрик Бана и Айелет Цурер в фильме «Мюнхен»
После появления «Властелина колец» и «Кинг-Конга» Питера Джексона именно этот толстопузый и бородатый новозеландец потеснил Спилберга с вершины рейтинга самых влиятельных персон Голливуда. Видимо, это обстоятельство Спилберга особенно не взволновало. Он достаточно заработал на спокойную старость где-нибудь в Санта-Монике. Пришло время высказаться на волнующие и актуальные для мира темы. Предыдущие «Терминал» и «Война миров» в точку не попали. Первый из-за чрезмерной слюнявой слащавости, пафос второго (про столкновение цивилизаций и возникновение глобально-всемирной опасности) был принят за очередной блокбастер про вторжение инопланетян. Интересно, что неподростковый «Мюнхен» оказался и удачным высказыванием на актуальную тему, и прибыльным зрелищем.
По форме «Мюнхен» напоминает одновременно изощренный шпионский триллер a-la Фредерик Форсайт и советский сериал Семена Арановича «Противостояние» по роману Юлиана Семенова. Вначале, не отрываясь от экрана, просто следишь за захватом заложников и действиями секретной группы по устранению террористов. И только ближе к концу второго часа начинает проступать главная мысль Спилберга о бессмысленности любого насилия. Мысль не свежая, но на фоне задника финальной сцены — башен-близнецов WTC — звучит как никогда актуально.
Матье Кассовиц и Ханс Цишлер в фильме «Мюнхен»
Понятно, почему в Израиле «Мюнхен» многим не понравился. Спилберг в итоге оказывается выше бесконечного арабо-израильского конфликта и непредсказуемо не принимает сторону борцов с терроризмом. Главный герой в неплохом исполнении голливудской звезды Эрика Баны оказывается вовсе не очередным супергероем из комикса, одной левой уничтожающих небритых террористов, которым покровительствует КГБ и бог весть еще какие организациями. Он оказывается обыкновенным обывателем, запуганным спецслужбами и так же, как и все другие, трясущимся за своих домочадцев. Выполнив задание «Моссада» он по иронии судьбы поселяется в том самом Нью-Йорке, который будет подвергнут атаке террористов в 2001-ом.
Говорят, смертная казнь станет для подозреваемого по делу о терактах 11 сентября большим подарком: он уверен, что попадет прямиком на небо к сладким райским гуриям. Одна из главных фраз «Мюнхена» — самый страшный закон жизни: «На место плохих приходят еще худшие». Нет, Спилберг не проповедует христианское или какое-нибудь еще смирение. В «Мюнхене» нет долгожданного ответа, что НАМ делать с терроризмом. Спилберг просто очень точно констатирует и диагностирует смертельную болезнь глобального общества, тем самым оставаясь для зрителя актуальнее и Джексона, и Лукаса, и остальных современных деятелей Голливуда.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...