Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Сволочи Сволочи

«Сволочи»: Не доверяйся сволочам!

Антон Сидоренко, 6 февраля 2006 г.

Блокбастер блокбастеру — волк. При строгой конкуренции современного проката драка между дистрибьюторами идет за каждую зрительскую копейку. А на такой войне все средства и приемы хороши. Даже запрещенные, вроде прямого обмана зрителя.

После триумфа «Дневного дозора» и «Девятой роты» российские продюсеры, по-видимому, уверовали в собственные сверхвозможности и непогрешимость. Успех фильмов Бекмамбетова и Бондарчука был закономерен, но сказать, что постсоветский кинопрокат в скором времени будет окончательно отвоеван у Голливуда, ни одна сумасшедшая сивилла не осмелится. Тем более удивительна бесшабашная храбрость господина Атанесяна, рискнувшего выйти на большой экран со своими малолетними «Сволочами», годящимися разве что для одноразовой прокрутки по провинциальному дециметровому телеканалу.

Продюсер Атанесян, наверное, переоценил усилия «Первого канала» и продюсеров фильма Бондарчука по раскрутке их успешных детищ. Большая часть бюджета «Сволочей» наверняка отправлена на телевизионную рекламу. На сам фильм денег явно пожалели. «Сволочи», несмотря на заявленную громкую тему и брутальные рекламные ролики, — вовсе не экшн, а совсем наоборот, мелодрама с примитивными характерами и актерами «Ералаша» в роли малолетних преступников. Замыленные до кровавых мальчиков в глазах фигуры Андрея Панина и Андрея Краско положение с актерским составом не исправляют, а наоборот, лишний раз напоминают о телевизионном качестве зрелища.

Андрей Панин и Андрей Краско в фильме «Сволочи»
Андрей Панин и Андрей Краско в фильме «Сволочи»

Зрелище, впрочем, вышло не совсем зрелищное. Громкие заявления сценариста Владимира Кунина о реальной подоплеке его текста оказались блефом, который Александр Атанесян не преминул использовать в качестве рекламы. Вся история со школой малолетних диверсантов даже при поверхностном рассмотрении не выдерживает никакой критики. Во время войны малолетки использовались с обеих сторон, но больше для разведки и мелких диверсий. Для крупный операций, вроде показанного в «Сволочах» подрыва склада горючего «всей Западной группировки войск» (чьих войск? Для немцев Западный фронт был тогда во Франции…), подростки, тем более с голодным криминальных прошлым, решительно не годились по причине своих низких моральных, физических и интеллектуальных качеств. Ну какие, скажите, могут быть бойцы с полудиких зверенышей, мечтающих «подорвать» даже в самолете по пути на задание?

Возможно, первоначальный сценарий Кунина (соавтора блестящей «Интердевочки» Тодоровского-старшего и «Хроники пикирующего бомбардировщика») был гораздо интереснее и сложнее. Но в дело вмешался продюсер Атанесян, наверняка использующий в своей работе контент-анализ, блиц-опросы, фокус-группы и прочую гадость из арсенала доморощенных социологов. Да, по всем прикидкам аудиторию современного кинопроката в России и СНГ составляют 14-25-летние, которые с радостью поглощают массу всяких киллеров и дозоров без особого разбора. Но «Сволочи» рассчитаны уж совсем на 14-16-летнюю аудиторию, да и то не на самую разборчивую. От «Сволочей» несет явной дешевкой и презрением к заманенным в зал малолетним зрителям. Обилие крупных планов и бесконечных мелодраматических театральных диалогов заставляют ерзать на сидении и мысленно спрашивать «А когда же начнется Кино?» Если у вас с собой в боезапасе менее одной тонны поп-корна и чипсов, то, чтобы не скучать, вам придется по ходу фильма неоднократно выходить в буфет. (Что многие зрители «Сволочей» и делают). Небрежно выполненные, бедные по нынешним временам спецэффекты вообще отсылают к таким нетленным «шедеврам» как «Глубокое течение» пр-ва «Беларусьфильм».

В общем, ни к искусству, ни к хотя бы так называемому «патриотическому воспитанию» (a-la «Звезда» Лебедева) «Сволочи» отношения не имеют. Более того, если под такие бизнес-проекты в России будут выделять деньги, обманутый пиаром малолетний зритель, которому кино понравилось (как нравится в возрасте 13-15 лет все громкое, блестящее и разрекламированное под рэп на MTV), в дальнейшем привыкнет к подобным суррогатам. И тогда ему будет легко впаривать всякое барахло под видом «блокбастеров». Ни о каком возрождении отечественного кино речи тогда идти не может.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия