шедевр
Лучший французский фильм 2005 года
Одияр и писатель неудачников Тонино Бенаквиста перелопатили фильм Джеймса Тобака «Пальцы» 1978 года и создали римейк-нуар о любви подонков к прекрасному — мрачную историю, подобное кошмару путешествие в психику мучимого духа, который разрывается между матерью и отцом, любовью и сексом, искусством и преступлением. Рваный быстрый ритм, нервная камера, симпатичная подлинность интерьеров и типажей, четко и жестко прописанный сценарий и фильм «Мое сердце биться перестало» приобрел ауру загадочности: 8 премий "Сезар" (лучший фильм, лучший режиссёр, лучший акторе, лучшая мужская роль второго плана, лучшая подающая надежды актриса и т.д.).
Да здравствует, процветание инфантилизма и безответственности!!! Неужели почти в тридцать лет так сложно определиться, что же тебе ближе бизнес или искусство. Это возраст, когда пора пожинать первые плоды успешной карьеры, а не метаться между другом и его женой, переговорами и уроками музыки. Страдания переросшего неудачника смакуются и культивируются режисером — главный герой (Тома) выбивает долги отца, живописно выколачивая их из араба при помощи ножа и чугунной сковородки. Врываясь с бейсбольной битой в логово нелегальных иммигрантов, захвативших предназначенный к продаже дом, он мечтает выходить на сцену и играть Баха. И вот однажды, проезжая по улице, он встречает импресарио матери, покойной пианистки. Старик помнит, что Тома десять лет назад занимался музыкой и подавал надежды. Он приглашает его на прослушивание, и парень забрасывает работу ради встреч с только приехавшей в Париж китаянкой – студенткой консерватории, не знающей ни слова по-французски. Она заново учит его играть. Рыча от ярости и сжимаясь от ужаса, Тома истово разучивает фугу. Это выглядит так же достоверно, как крысы, запускаемые Томом с коллегами в дома, чтобы снизить их стоимость; как русский бандит, с которым по дурости свяжется отец; и телка русского бандита, которую Тома по-быстрому трахнет в туалете. Так же достоверно выглядят китаянка, пианино, ноты и Том, пытающийся приспособить распальцовку под исполнение аккордов. Цель фильма — без швов совместить две эти достоверности. Но, если Годар, Трюффо, Блие относились к подонкам с уважением, оставляя за ними право быть тем, что они есть, то Одиар пытается одержать над главным героем Томом верх, и мечта о герое в негероической вселенной, выливающаяся в своеобразный иронический романтизм, не позволяет Одиару быть правдивым. Его фильмы — пусть мрачные, но сказки. И такие сказки стоят десятка нереальных усилий показать на экране жизнь, "как она есть"… Талант Одиара проявился только в том, что финал фильма — это
слегка циничная игра режиссера с ожиданиями зрителя. Именно она и придает
«Сердцу» не только жанровую завершенность, которая и так явно очерчена, но
демонстрирует — выбирать что бы то ни было в этой жизни все равно придется
самостоятельно. Даже если в какой-то момент кажется, что выбор уже сделан
за тебя и можно спокойно сидеть в филармоническом зале, наслаждаясь
виртуозно исполняемой музыкой Баха.
три причины посмотреть этот фильм:
1. перемена участи и личности. В один прекрасный момент герой решает, что сможет стать пианистом. И Одиар почти «на пальцах» показывает, как из недр жлоба и тупицы выбирается, прорастает совсем другой человек.
2. игра Ромена Дюри, который не демонстрирует себя, а старается быть совсем незаметным. Образ героя от этого только выигрывает — приобретает особую выразительность. Тома-торговец — это необузданный зверь, живущий своими физическими потребностями и инстинктами. Тома-пианист — тонкая духовная оболочка, музыкант, не терпящий фальши, мученик, терзаемый ограниченностью своего таланта и своих способностей.
3. полифония жизни: вся структура фильма словно работает против героя: он должен преодолеть рутину повседневности, чтобы не потерять главную линию — себя. И тут нужно восхититься режиссером: он создал на экране обыденность в ее естественном течении и не потерял главную линию – свой фильм, который об изменениях внутри, а не снаружи.
шедевр
Фильм — реквием по более чем вековому французскому кинематографу; рассчитан на французских фанатов кино, знающих своих кумиров. Неподготовленному зрителю будет просто непонятно о чем фильм, так как каждая реплика, каждая сцена подразумевает какую-то аллюзию на жизнь в творчестве многих французских актеров.
Начинается действие в ресторане, где обедают три актера (Андре Дюселье, Жан Пьер Мариэль и Жак Виллире), играющие самих себя. Вот он главный треугольник картины, который проследует сквозь ее нить до самого конца. Мариэль просит чайник горячей воды, но официант, кажется, его не слышит. Дюселье и Виллире говорят ему, что он просил воды неубедительно. Пара Клод Риш — Сами Фрэй многократно вторгается в кадр к названному треугольнику, но всё же не может его разрушить, даже пытаясь вовлечь в игру Мишеля Лонсдаля и "бабушку французского шансона" Паташу…
В кадре, как в эстафете с палочкой, появляются другие актеры, каждый раскрывается в короткой сценке, рассказывая о себе, своих проблемах, профессии, поклонниках, отношении к автографам, женщинам, женам, геям, коллегам: Мишель Серро начинает подозревать о существовании заговора против всех стареющих актеров и пытается предупредить об опасности, но его не воспринимают всерьез: Бельмондо непрерывно напивается, Депардье гоняет на мотоцикле по городу, Мариэль и Виллире устраивают агрессивный опрос прохожих о том, нравился ли им актер Патрик Деваэр; Баласко хочет похудеть, Пиколли подозревает жену в измене...
Есть в фильме и параллельный конфликт: Пьер Ардити — Жан-Клод Бриали — Мария Шнайдер — Франсуа Берлеан, где в любой комбинации лишним оказывается либо Бриали, либо Берлеан, и всё же они собой являют тоже треугольник, так как Мария Шнайдер в данном случае предстает, как безвольное существо, не способное на выбор, уходящее в другую область сознания.
В фильме есть и эпизоды, которые никак нельзя отнести к треугольникам, но они несут совершенно иную нагрузку, может даже предложенную самими исполнителями эпизодов: Жан-Поль Бельмондо, Мишель Серро и Мишель Галабрю участвуют в мизансцене, где некая полицейская организация ведет отлов и уничтожение актеров; также характерна для Блие сцена с Пикколи, Доминик Блан и той же троицей, которая появляется с самого начала; стоит еще выделить эпизод у врача, которого играет Жан Янн, где Баласко в роли Дюссолье нелестно отзывается о Жозиан и так далее и тому подобное.
И, разумеется, нельзя оставить без внимания две ностальгические нотки в середине и самом финале ленты, а именно: Ален Делон — в депрессии рассуждающий о пустых креслах Габена, Вентуры, Бурвиля и де Фюнеса и конечно же самого Блие в роли режиссера, где они вместе с Клодом Брассером отдают дань уважения собственным отцам, великим французским актерам — Бернару Блие и Пьеру Брассеру. Таким образом, один четкий треугольник в этой картине составить трудно, ибо он потонул в мириаде замыслов, импровизаций и возвращению долгов тем, кто составлял лучшие времена французского кинематографа.
Вообщем не фильм, а картина, сюжет которой, как сновидение, охватывает и реальную жизнь с подлинными именами актеров, и буйные фантазии, и самые сокровенные желания, и животные страхи, присущие любому индивиду, в том числе и актерам — персонам с расшатанной психикой;
Попробуйте, посмотрите. Вы увидите этих звезд (по порядку фильма):
Андре Дюссолье /Andre Dussollier/
Жан-Пьер Мариэль /Jean-Pierre Marielle/
Жак Виллире /Jacques Villeret/
Клод Риш /Claude Rich/
Сами Фрей /Sami Frey/
Мишель Лонсдаль /Michel Lonsdale/
Пьер Ардити /Pierre Arditi/
Жан-Клод Бриали /Jean-Claude Brialy/
Жерар Депардье /Gerard Depardieu/
Доминик Блан /Dominique Blanc/
Ален Делон /Alain Delon/
Мишель Пикколи /Michel Piccoli/
Мишель Галабрю /Michel Galabru/
Жан Янн /Jean Yanne/
Жозиан Баласко /Josiane Balasko/
Мария Шнайдер /Maria Schneider/
Мишель Серро /Michel Serrault/
Жак Франсуа /Jacques Francois/
Альбер Дюпонтель /Albert Dupontel/
Жан-Поль Бельмондо /Jean-Paul Belmondo/
Клод Брассер /Claude Brasseur/
Бертран Блие /Bertrand Blier/