Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Олег Стриженов

Олег Стриженов

Олег Стриженов родился 10 августа 1929 г.

Актер.


Олег Стриженов: фильмография
  2000 Вместо меня Александр Сергеевич Гагарин
80-е 1987 Акция Караев
1987 Оглашению не подлежит  
1986 Мой любимый клоун  
1984 Господин Великий Новгород  
1983 Приступить к ликвидации  
1980 Юность Петра Василий Голицын
70-е 1979 Карл Маркс. Молодые годы (ТВ-сериал) Ламене
1975 Последняя жертва Вадим Дульчин
1975 Звезда пленительного счастья князь Волконский
1972 Земля, до востребования Лев Маневич
1971 Двадцать лет спустя Атос
1970 Миссия в Кабуле  
60-е 1969 Неподсуден Егоров
1967 Прощай Олег Старыгин
1967 Его звали Роберт Роберт / Сергей
1965 Третья молодость
Nights of Farewell
Чайковский
1965 Перекличка  
1964 Три сестры Николай Львович Тузенбах
1963 Оптимистическая трагедия первый офицер
1962 В мертвой петле Сергей Уточкин
1961 Трус
Zbabelec
Олег
1961 Дуэль Лаевский
1960 Северная повесть Павел Бестужев
1960 Пиковая дама Германн
50-е 1959 В твоих руках жизнь капитан Дудин
1959 Белые ночи Мечтатель
1959 Капитанская дочка Петр Гринев
1957 Хождение за три моря
Pardesi
Афанасий Никитин
1956 Сорок первый Вадим Николаевич Говоруха
1955 Мексиканец Феликс Ривера
1955 Овод Артур / Овод
1951 Спортивная честь болельщик
Добавить фильм...

Отзывы

настя
26 июня 2006 года, 17:02


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филологический факультет
Кафедра русской и зарубежной литературы

Киномемуары О.А. Стриженова «Исповедь»:
художественная основа, поэтика заглавия,
принципы отбора и композиции
документального материала
(дипломная работа)



Выполнила студентка
5 курса 811 группы
Говердовская А. В.


(подпись)

Научный руководитель
к.ф.н., доцент Черняева Т. Г.


(подпись)

«Допустить к защите» Дипломная работа защищена
Зав. кафедрой, « » 2006 г.
д.ф.н., профессор Левашова О. Г.
Оценка
(подпись) Председатель ГАК
« » 2006 г.

(подпись)

Барнаул - 2006


Содержание


Введение... c. 3
Глава 1. Романтическая основа мемуаров О. Стриженова
«Исповедь» ……… с. 11
1.1.Мемуары О. Стриженова «Исповедь» в контексте
киномемуаров и дневников 1990-2000 гг..………. с. 11
1.2.Романтическая основа мемуаров О. Стриженова... с. 24
Глава 2. «Сквозные» темы мемуаров О. Стриженова: тема
истоков личности, национальной и профессиональной
самоидентификации, тема романтической любви………... с. 39
2.1. Еще о поэтике заглавия: «Исповедь ”не до дна”»... с. 39
2.2. «Композиционный монтаж» и принципы отбора
материала в мемуарах О. Стриженова... с. 46
Заключение... с. 59
Список литературы... с. 62
Приложение 1. Перечень названий глав в мемуарах
О. Стриженова ………... с. 67
Приложение 2. Классификация названий глав-эпизодов
в мемуарах О. Стриженова... с. 69










Введение

Мемуары – один из важнейших жанров русской прозы, существующий с конца 18 столетия, обогащенный опытом мемуарной прозы 19-нач. 20 в. Авторами мемуаров в 19-нач. 20 в. являлись известные личности: актеры (М.С. Щепкин, М.Г. Савина), писатели (А.И. Герцен, И.С. Тургенев, С.Т. Аксаков К.И. Чуковский,), судебные (Ф. Кони) и общественные деятели (К.К. Арсеньев), военачальники (Н.Н. Муравьев-Карский), чиновники (А.Я. Булгаков), историки (А.И. Михайловский-Данилевский). В 20 в. тематиче-ское содержание мемуаров обогатилось мемуарами режиссера К.С. Стани-славского, а также многочисленными воспоминаниями деятелей кинемато-графа. Несмотря на объективные (тематические) отличия литературных, ис-торических, театральных или “кинематографических” мемуаров, следует предположить, что в глубинной основе они сходны, поскольку предметом всех названных выше разновидностей является жизнеописание, история ин-дивидуального человеческого существования, в какой бы сфере деятельно-сти не проявил себя автор мемуарного текста.
История изучения мемуаров имеет давнюю традицию. В 1920-е гг. формалисты (Ю. Тынянов, Б. Эйхенбаум), ввели в литературоведческий “обиход” понятия «литературный факт» и «литературный быт» и тем самым изменили традиционное отношение к мемуарам как вспомогательному для изучения биографии жанру. Мемуаристика рассматривалась филологами формальной школы как часть литературного быта, напрямую соприкасаю-щаяся с реальной действительностью, с одной стороны, и с художественной реальностью, с другой.
Методологической основой исследования мемуаров, обобщением имевшихся к тому времени представлений о мемуарном жанре, а также на-меченной перспективой его изучения стала фундаментальная работа Л.Я. Гинзбург «О психологической прозе» [13]. Л.Я. Гинзбург рассматривает мемуары как смешанный, документально-художественный жанр, только тонкая грань отделяет их от собственно художественных произведений, хо-тя, по справедливому утверждению исследователя, «все-таки различие ме-жду миром бывшего и миром поэтического вымысла не стирается никогда»: оно заключается в особом качестве документальной литературы – «в той установке на подлинность, ощущение которой не покидает читателя, но ко-торая не всегда равна фактической точности» [13, с. 42].
В художественно-документальных произведениях (дневниках, пись-мах, мемуарах) Л.Я. Гинзбург выделяет, помимо установки на подлинность как структурного принципа, их эстетическую организованность, при этом исследователем подчеркивается, что «характер в мемуарах, в автобиогра-фии может быть фактом такого же художественного значения, как в романе, потому что он также является своего рода творческим построением, и эсте-тическая деятельность, его порождающая, уходит еще дальше, в глубь того житейского самопознания и познания окружающих и встречных, которое является и всегда являлось непременным условием общения между людь-ми» [13, с. 50].
Маргинальность мемуаристики, то есть ее свобода от жанровых “ка-нонов”, как считает Л.Я. Гинзбург, придает ей «экспериментальную сме-лость и широту, непринужденное и интимное отношение к читателю, а от-крытым и настойчивым присутствием автора литература воспоминаний, ав-тобиографий, исповедей и «мыслей» «подобна поэзии» [13, с. 55].
В связи с этим тезисом в монографии обозначено большое многообра-зие различных типов мемуаров – «от «Исповеди» Руссо с ее предельным самораскрытием человека до хроникально политических воспоминаний ма-дам де Сталь» [13, с. 57]. В мемуарах, по мнению Л.Я. Гинзбург, как в сво-его рода сюжетном построении образа действительности и образа человека прослеживается ретроспективная динамика (в отличие от писем и дневни-ков, закрепляющих процесс жизни с еще неизвестной развязкой, где дина-мика поступательна), что, по мнению Л.Я. Гинзбург, сближает мемуарные жанры с романом [13, с. 60].
Мемуаристика ориентирована на воссоздание исторически конкретной, реально бывшей действительности, однако не стоит искать в воспоминани-ях подлинной документальности, так как «некий фермент недостоверности заложен в самом существе жанра». Он объясняется разными причинами: ограниченностью познаний мемуариста в обстоятельствах эпохи, помыслах, переживаниях, мотивах действий участников событий, которые он изобра-жает; вольными или невольными ошибками и провалами в памяти автора мемуаров; умолчаниями и «домысливаниями» отдельных эпизодов; нако-нец, преднамеренными домыслами недобросовестного автора [13, с. 61].
Таким образом, Л.Я. Гинзбург впервые заговорила о том, что мемуары – это особым образом организованный текст, в котором осуществляется це-ленаправленный отбор фактов реальной жизни, присутствует субъективная точка зрения на события, на основании которой выстраивается жизнеописа-ние, некий вариант судьбы автора, зачастую несовпадающий с реальной по-следовательностью событий.
Определение мемуаров в современной науке формулируется следую-щим образом: повествование от лица автора о реальных событиях прошло-го, участником или очевидцем которых он был [38, с. 297].
В нашей работе речь пойдет о киномемуарах как особой разновидности мемуаров. Поскольку киномемуары тесно связаны с театральными мемуа-рами (актер-автор мемуаров в 20 в. часто бывает занят и в театре и в кино), то для более точного определения и особенностей киномемуаров будет уместным обратиться к типологии театра и кино. И кино и театр – семио-тически насыщенные сферы деятельности, и одной из центральных «тайн» актерского творчества является проблема одновременного «я» и «не я» в создании и исполнении роли. «Работа актера над образом непременно дву-сторонняя. Именно типажность – личность самого актера, его «я» (величина постоянная), и роль «не я» (величина переменная), создающая образы в процессе перевоплощения и составляет основу актерского образа – его дву-единность. В отличие от актерского театрального образа, в кинематографии вырастает значение типажного начала. Постоянная величина – типажность актера, его индивидуальность приобретают особое значение, как бы цемен-тируя образ за счет кадровки», - пишет В.И. Пудовкин [43, с. 34]. К.С. Ста-ниславский утверждает, что «все без исключения артисты - творцы образов – должны перевоплощаться и быть характерными и что нехарактерных ро-лей не существует», в работе над ролью необходимо «докопаться» до сущ-ности воплощаемого образа и сделать ее своей. Трудность заключается в том, чтобы не дать зрителю распознать это «я» под всеми теми различными масками, которые служат нам для его сокрытия» [49, с. 157]. Проблема од-новременного «я» и «не я», о которой пишут В.И. Пудовкин и К.С. Стани-славский, или - иначе – неразделимости «театрального» или «кинематогра-фического» образа-типажа, образа-амплуа и автономной человеческой лич-ности затрагивается практически во всех театральных мемуарах 20 в.
О проблеме перевоплощения актера, или проблеме театра в жизни, пишет известная актриса Е.А. Кузьмина в своих мемуарах «О том, что пом-ню» [29]. В живой, увлекательной форме актриса вспоминает о своей рабо-те в кино, о товарищах по искусству: М. Ромме, Г. Козинцеве, Л. Трауберге, С. Герасимове, В. Пудовкине, Д. Шостаковиче и многих других. Вспоминая об актрисе одесского драматического театра Лии Исаевне Буговой в главе «Рожденная актрисой», Е.А. Кузьмина приводит ее признание о том, что была актрисой с тех пор как себя помнит и цитирует ее слова о магической силе сцены: «Я плохо училась в школе. Но убеждена: если бы мне при-шлось отвечать со сцены в гриме и костюме, я была бы первой ученицей. <...> Я бы всегда была красива, если б на меня смотрели сотни глаз. Я живу только на сцене...» [29, с. 268].
Тему тождественности «театра» и «жизни» развивает в своих мемуарах другая известная актриса, А.Г. Коонен: «Театр вошел в мою жизнь с самых ранних лет, мне кажется, с той поры, когда я научилась ходить и разговари-вать <...> Мне всегда трудно было определить границы, где кончается театр и где начинается моя собственная жизнь <...> Жизнь художника, его твор-чество неразрывно связано со временем, в которое он живет, с людьми, с которыми он общается, с явлениями, происходящими вокруг него» [26, с. 5]. Итак, как мы видим, одной из центральных тем актера театра, а позже актера кино, становится именно тема тождественности (или нетождествен-ности) «реальной жизни» и «жизни на сцене».
В конце 1990-нач. 2000 гг. появилось большое количество воспомина-ний киноактеров: И.М. Смоктуновского «Быть!» (1999) О.И. Борисова - «Без знаков препинания» (2002), В.С. Ланового - «Летят за днями дни» (2003) и др. К числу таких мемуаров, появившихся в последние годы, отно-сятся мемуары Олега Александровича Стриженова, названные им «Испо-ведь» (1999) и опубликованные в цикле «О времени и о себе».
Прежде чем приступить к рассмотрению мемуаров О. Стриженова, не-обходимо обозначить статус мемуариста. О статусе мемуариста мы вправе говорить, опираясь на статью Ю.М. Лотмана «Литературная биография в ис-торико-культурном контексте» [32]. Как отмечает Ю.М. Лотман, «понятие биографии писателя, так же как и другие, сходные по типу представления (авторства, литературной собственности), не извечно, а обладает историче-ской и биографической конкретностью. Далеко не каждый реально живущий в данном обществе человек имеет право на биографию» [32, с. 365]. Рассмат-ривая такие проблемы, как право автора на биографию, проводя различия «человека с биографией» и «человека без биографии», Ю.М. Лотман исходит из положения о классификации типологии культур в эпоху средневековья и романтизма, а также о различных типах поведения: средневекового, ориенти-рованного на идеальное выполнение нормы и растворение в ней, - и роман-тического, стремящегося к предельной оригинальности и уклонению от нор-мы. Особое внимание обращает на себя мысль, высказанная Ю.М. Лотманом о проблеме выбора для «человека с биографией»: «С романтической точки зрения, усилие воли, напряжение деяний требуется, чтобы присвоить челове-ку индивидуальное поведение. Именно это выделяет человека и делает его «носителем биографии» [32, с. 366]. Ю.М. Лотман указывает, что уже в 19 в. «писатели не просто живут, а создают себе биографии». Каждый тип культу-ры вырабатывает свои модели «людей без биографии» и «людей с биографи-ей», то есть каждая культура создает в своей идеальной модели тип челове-ка, чье поведение полностью предопределено системой культурных кодов и человека обладающего определенной свободой выбора своей модели поведе-ния. Культурная память с одной стороны фиксирует правила (структуры), с другой – нарушения правил (события). Первые абстрактны как нормы, вто-рые конкретны и имеют имена. Такова разница между предписанием закона и строками хроники. Из последней родится биография. Потребность сохра-нить биографию того, кто занял место «человека с биографией», приводит к рождению в ряде случаев мифологических и тому подобных псевдобиогра-фий. Она же рождает сплетни и спрос на мемуарную литературу. В этом ас-пекте показателен процесс создания мифологических биографий кинозвезд, в равной мере автономных как по отношению к отдельным кинотекстам, так и к реальным биографиям артистов и являющихся моделью, активно вторгаю-щейся и в любые новые кинотексты, и в самую жизнь артиста.
Мы предполагаем, что в 20 в., наряду с писателем, статус «человека с биографией» получает актер в силу распространения массовых видов куль-туры, постоянного присутствия в жизни рядового человека телевидения, в конце 20-нач. 21 в. в России заменившего некогда массовое увлечение ис-кусством кино.
Статус киномемуариста складывается как из внешних, так и из внут-ренних потенций автора мемуаров. О.А. Стриженов – народный артист СССР, замечательный актер, обаятельный и по-аристократически красивый, кумир не одного поколения зрителей, любимец женщин. Олег Александро-вич Стриженов родился 20 августа 1929 г. в городе Благовещенске Амур-ской области. Окончил театральное училище им. Щукина. В кино снимался с 1951 г. Первая большая роль – Артур в фильме «Овод». Лучший актер 1970 г. (за роль летчика Егорова в фильме «Неподсуден») по опросу журна-ла «Советский экран». Самые известные фильмы с его участием: «Сорок первый», «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Три сестры», «Неподсу-ден», «Миссия в Кабуле», «Земля, до востребования», «Звезда пленительно-го счастья», «Мой любимый клоун», «Оглашению не подлежит» и др. Его роль в развитии советского и мирового кино отмечена многими наградами и премиями, но более всего важно общественное признание О. Стриженова как действительно народного артиста. О. Стриженов заслужил авторитет не только как талантливый артист кино и театра, но и как яркая, неординарная личность с безукоризненной репутацией порядочного, достойного человека.
Итак, объект нашего исследования – киномемуары как «пограничный» жанр, сочетающий в себе документальное и художественное начало;
предмет исследования – «Исповедь» О. Стриженова.
Цель исследования – изучение мемуаров О. Стриженова как художест-венно организованного текста, для достижения цели нами поставлены сле-дующие задачи:
1) рассмотреть мемуары О. Стриженова «Исповедь» в контексте кино-мемуаров и дневников актеров, опубликованных на рубеже 20-21 вв.
2) определить эстетические принципы отбора автором фактов собст-венной творческой биографии, как мы предполагаем, сходные с принципа-ми русского романтизма;
3) выявить семантику эпатажного, на наш взгляд, названия мемуаров – «Исповедь» и обозначить границы исповедальности, реализуемые в тексте;
4) обозначить сквозные темы книги мемуаров, служащие основой ее художественной цельности;
5) классифицировать заглавия отдельных глав-эпизодов, из которых состоит книга мемуаров.
Для достижения поставленной цели и решения задач нами были ис-пользованы сравнительный, историко-литературный и структурный мето-ды. Теоретической основой настоящей работы являются статьи и моногра-фии Ю.В. Лотмана, Ю.В. Манна, Л.Я. Гинзбург, статья незаслуженно забы-того литературоведа 1930-х гг. С. Кржижановского «Поэтика заглавий». Нами были изучены киномемуары и дневники актеров, изданные в 1990-2000 гг., а также статьи и монографии кинокритиков и исследователей ки-ноискусства.
Работа состоит из Введения, двух глав, заключения и списка литерату-ры.
В первой главе «Романтическая основа мемуаров О. Стриженова «Ис-поведь» сделана попытка рассмотреть воспоминания актера в контексте ки-номемуаров и дневников известных киноартистов, написанных в 1990-2000 гг., а также аргументировать романтическую основу изображения автобио-графического героя.
Во второй главе «Сквозные» темы мемуаров О. Стриженова: тема ис-токов личности, национальной и профессиональной самоидентификации, тема романтической любви» показаны границы «исповедальности», заяв-ленной в названии мемуаров, проанализированы принципы отбора доку-ментального материала, поэтика названий отдельных глав-эпизодов и композиционного строения книги.
В Заключении подводятся итоги проведенного исследования.
В списке использованной при написании работы литературы содер-жится 62 наименования.
Работу дополняют два Приложения, связанные с содержанием второй главы.










Глава 1
Романтическая основа мемуаров О. Стриженова «Исповедь»

1.1. Мемуары О. Стриженова «Исповедь» в контексте киномемуаров и дневников 1990-2000 гг.
Расцвет киномемуаристики во второй половине 20 в. не остался без внимания критики, которая пыталась по-разному объяснить это явление. Известный критик и публицист А.Г. Тартаковский в 1999 г. выражал мне-ние о причинах особой популярности мемуаров в последние годы по срав-нению с другими литературными жанрами: «Все больше актеров, литерато-ров, художников, ученых, военных пользуются возможностью напрямую высказаться о времени и о себе. Поводом к написанию мемуаров является стремление личности запечатлеть опыт своего участия в историческом бы-тии» [53, с. 35]. Другую точку зрения высказывает известный поэт и проза-ик С.М. Гандлевский в статье «Вернуть яви убедительность», в которой он называет две причины расцвета жанра воспоминаний – историческую и собственно литературную. С одной стороны, большая часть жизни мемуа-ристов пришлась на советскую эпоху, и поэтому «у двух-трех старших по-колений с неизбежностью дает о себе знать инстинкт исторического само-сохранения» [12, с. 14]. С другой стороны, поскольку более семи десятиле-тий страна жила в воображаемом мире и «при советском режиме действи-тельность, так называемая «проза жизни», была по существу под запретом», постольку эта «проза жизни стала на какое-то время желанней и поэтичней самой поэзии и вымысла» [12, с. 15], что обусловило особый интерес чита-телей к мемуарам.
Позицию С.М. Гандлевского разделяет А. Найман, высказывая в статье «Цель – не вспоминать, а понимать», опубликованной в 1999 г., плодотвор-ную мысль о том, что жанр мемуаров – это жанр не «воспоминания», а ско-рее «понимания», «при советской власти понимать было нечего, все было понятно с самого начала» [36, с. 30]. Поэтому мемуары, появившиеся в постсоветское время, имеют особый смысл, так как в них прошлое переос-мысливается не только потому, что это свойственно вообще жанру мемуа-ров, но еще и потому, что автор-мемуарист ощущает потребность сказать «о времени и о себе» то, чего он не мог при всем желании сказать в советскую эпоху.
Мемуары, созданные в советскую эпоху - например, мемуары извест-ных актеров С.Ф. Бондарчука «Желание чуда» и Н.А. Крючкова «Чем жив человек», - от постсоветских мемуаров отличает незримое присутствие внутреннего «цензора», диктующего автору ярко-эмоциональное, востор-женное восприятие жизни, оптимистическое мироощущение. Мемуары ка-жутся написанными не индивидуальным автором, а уполномоченным от лица всей страны коллективным «мемуаристом». Главенствует в названных выше мемуарах в советское время тема долга и чести советского актера, советского патриотизма. Вот пример таких идеологически выдержанных размышлений Н.А. Крючкова о советском характере в его мемуарах «Чем жив человек» (1987): «Так что же такое – советский характер, откуда корни его, в чем его стержень? Прежде всего в любви к своей Родине, в стремле-нии сделать ее краше <…> это качество рождает десятки других, - предан-ность делу, мужество, смелость, пытливость, доброту, искренность, любовь к людям <...> Без чувства патриотизма не может быть настоящего художни-ка <…> Патриотизм – основа личности» [28, с. 153]. Назвав свои мемуары « Чем жив человек» (по аналогии с названием рассказа Л.Н. Толстого «Чем люди живы»), Н.А. Крючков объясняет читателем, что человек, по сути, жив безграничной любовью к людям и к советской Родине.
Народный артист СССР С.Ф. Бондарчук в своих мемуарах, являющихся литературной обработкой его устных рассказов, так же идеологически кор-ректно рассуждает об искусстве кино, о замечательных советских мастерах кино, о своей работе со студентами ВГИКа, о проблемах, стоящих перед со-ветским кинематографом. Ни откровенных признаний и излияний души, ни личных воспоминаний, ни глубоких раздумий над собственной жизнью не встретит читатель в его мемуарах.
От названных нами «официальных» мемуаров отличаются воспомина-ния, в большом количестве появившиеся в эпоху перестройки и в самом на-чале 21 в. Так, уже в названии мемуаров О. Стриженова «Исповедь», а также в последовательно проведенной в них оппозиции советского – пост-советского времени лежит желание сказать то, о чем ранее нельзя было го-ворить, то есть поведать читателю личную, выстраданную, ранее глубоко скрываемую правду, раскрыть истинную суть вещей [Выделено нами - А. Г.]. В конце 20 – начале 21 в. стала заметной новая волна интереса к кино-мемуаристике, причем этот период ознаменовался выходом в свет не только воспоминаний ныне живущих актеров старшего поколения, но также пуб-ликацией дневников уже ушедших из жизни известных актеров недавнего прошлого: Георгия Буркова «Хроника сердца» (1998), Олега Борисова «Без знаков препинания» (2002), Олега Даля «Взрослый молодой человек» (2003).
Дневники известных киноактеров – это не просто подневные записи, «записи, ведущиеся изо дня в день» [38, с. 144] о событиях личной и твор-ческой жизни. Масштаб личности всех трех названных артистов столь зна-чителен, что их записки, которые велись для себя, без какого бы то ни было расчета на их публикацию, имеют большое значение. Эти дневники – пре-жде всего аналитическая работа актера над собой, постоянный процесс са-мовоспитания, анализ того, что происходит в мире и соприкасается с твор-ческими интересами.
Остановимся подробнее на уже упомянутых дневниках актеров и попы-таемся раскрыть их сущность. Известный театральный режиссер Борис Львов-Анохин в книге «Взрослый молодой человек» пишет об Олеге Дале как человеке, который неоднократно задавался вопросами: «Как стать един-ственным? Где неповторимость?». По мнению Бориса Львова-Анохина, «его [О. Даля – А. Г.] тревога объясняется тем, что единственность была для него не счастливым даром природы, а, главным образом, результатом на-пряженной, мучительной, внутренней, духовной работы» [17, с. 10]. Говоря об одной из последних ролей О. Даля - роли Ежова в спектакле «Фома Гор-деев» (режиссер Б. Львов-Анохин), - автор отмечает, что «слова роли были не просто выучены артистом, а выстраданы <…> в его исполнении сочета-лись несокрушимая, почти надменная уверенность и внутренняя хрупкость, бесстрашная душевная обнаженность и беспощадная исповедальность…» [17, с. 11]. Дневники актеров – это бесконечный самоанализ, вопросы без ответов, поиск истины и правды. Доминантными словами в дневнике О. Даля являются слова: «диалектика внутренней жизни», «суть проживания», «мысль», «узнать себя», «узнать свои мысли», «незнание как», «зачем», «почему», «проникнуть в самую суть явлений», «чувство», «процесс, каков бы он ни был – суть проживания» [18], что свидетельствует о том, что автор дневника находится в поиске, в глубоких раздумьях, постоянно встревожен и эмоционален, неудовлетворен собой.
Неудовлетворенность собой, самоуглубленность, напряженность пере-живания собственной жизни находим в дневнике другого известного актера Георгия Буркова, опубликованный его женой, Т. Ухаровой, после смерти автора: «Странное чувство неудовлетворенности собой и какой-то необъяс-нимой торопливости владеет мною вот уже год с лишним» [8, с. 27]. Г. Бур-ков предпослал своему дневнику своеобразный подзаголовок: «Повесть о том, как я родился, жил и умер, так и не догадавшись ради чего. Миг» [8, с. 5]. Задумываясь над таким вопросом как вопрос о цели дневника, Г. Бурков пишет, что «без ясной цели, без определенно поставленной задачи нельзя начинать даже самое мало-мальски дело. Дневник должен стать моим вос-питателем, перед которым я не должен утаивать ничего и пред которым я не должен терять стыда» [8, с. 41].
На наш взгляд, мемуары О. Стриженова «Исповедь» являются такими воспоминаниями, в которых «память» о прошлом неразрывно связана с «пониманием» своей актерской судьбы в контексте прошедшего - истори-ческого - времени и времени текущего, настоящего, позволившего сказать то, о чем раньше сказать было нельзя. В этом смысле книга О. Стриженова с ее заявленной в названии установкой на исповедальность, анализ прожи-той в искусстве жизни, включается в контекст киномемуарной прозы конца 20 - начала 21 в.
Однако в отличие от дневник

SJ
14 июня 2005 года, 17:17

С огромнейшим удовольствием пересмотрела фильм "Сорок первый"! Да, вот были времена и люди!!! Вечный фильм, потрясающая роль Вадима Говорухи-Отрока!
Олегу Александровичу доброго здоровья, благополучия, всего самого наилучшего!!! СПАСИБО!

Ксюша
2 сентября 2004 года, 05:08

Героя "Пиковой дамы" зовут Германн с двумя Н, господа. Правильно пишите имена классических героев.

Светлана
6 июля 2004 года, 14:55

Влюблена в "голубоглазенького" с детства. Нравятся все фильмы с его участием, игра актера неповторима! Дай бог ему здоровья и долголетия!

Катя
25 декабря 2003 года, 20:14

Единственное русское лицо на экране - красавец. Хочется верить, что русский и душа его прекрасна!

киночтиво

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...



Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия