Вторая мировая война, польский город Кельц. Бездетная женщина Анна Сикорска получает от судьбы горький подарок. Во время оккупации, когда ее земляков-евреев угоняют в лагерь смерти, знакомые успевают передать ей свою маленькую дочку, чтобы спасти ее от гибели. Но 1946 году Генрих и Елена Гольде, чудом оставшиеся в живых, находят свою дочь, и, конечно же, имеют все основания для того, чтобы взять ее к себе...
Просто немыслимо, до каких пределов может дойти человеческая подлость и эгоизм, не свойственные даже зверям. Фильм поднимает проблему взаимоотношения между людьми разных убеждений, разных взглядов на людей их окружающих и своё место в жизни. Кто-то пытается разобраться в своих проблемах самостоятельно, кто-то винит во всех своих бедах окружающих. На мой взгляд, в фильме слишком большой акцент сделан на еврейском вопросе. Вполне понятно, что повествуя о послевоенных еврейских погромах, режиссёр основное внимание уделяет именно им. Тем не менее, ненависть к ним поляков, показанная в фильме, всё же представляется мне крайне преувеличенной. Сталкиваясь не раз с представителями этой национальности, убедился, что они часто сетуют на свою судьбу, рисуя всех чёрными красками и всячески обеляя самих себя. Где-то это заслужено, иногда нет. Однако к самому фильму, конечно же, это никак не относится.
Дмитрий Астрахан всегда умел, даже в самых трагических и драматических моментах найти что-то парадоксальное, высмеять человеческие недостатки, ещё более усиливающие нелепость и комичность людских пороков. Не лишён этого и данный фильм. Так режиссёр неслучайно вводит несколько эпизодов с немолодой еврейской парой, лишившейся по вине мужа своей маленькой дочери. Его жена не отстаёт от Генрика ни на шаг, пытаясь уговорить начальника местной госбезопасности расстрелять её мужа. И всё же некоторые моменты выглядят совсем наивно.
Доктор, глава еврейской общины, похоже, один сомневается в том, что с уходом фашистов гонения на евреев, наконец, прекратятся. «Всё прекрасно. Кроме того, что мы евреи – меня ничего не смущает!» И дело вовсе не в том, что за годы немецкой пропаганды местные жители поверили во все те беды и страдания, которые якобы приносит человечеству еврейский народ. Те, кто сломался и пошёл сотрудничать с оккупантами, боялся самих немцев, но никак не евреев, всегда находившихся в общественном презрении. Просто немцы выразили это особенно остро. А после войны всё стало очевидно. За внешней фальшью народ ожидал лишь толчка и обвинял в своих бедах тех, кто как раз в этом меньше всего виноват. Евреев всегда недолюбливали и поэтому с особой ревностью относились к объявлению их главной жертвой войны.
Очень понравилась игра Ани Клинг в роли Елены. Её эмоции и переживания буквально переполняли картину, ей веришь, ей переживаешь. Её страдания вызывают душевную боль, будто ты сам находишься на месте её героини. Интересной показалась и игра маленькой Фелиции (роль Валерии Валеевой). Очень жаль, что у актрисы, сыгравшей её в этом фильме, оказалось так мало ролей в кинематографической карьере.
Это далеко не первый, и надеюсь не последний совместный белорусско-немецкий проект. Производство около десятка фильмов уже способствовало налаживанию хорошего плодотворного сотрудничества. Все фильмы достаточно высоко оценены как простыми зрителями, так и специалистами: «Из ада в ад», «Бабий яр», «Побег из Гулага», «Белуга» и др. Надеюсь последний совместный проект по произведению известного белорусского классика Василия Быкова «В тумане» (который, кстати, уже экранизировался и ранее) также выйдет достойным.
Отзыв был изменен 9 июня 2012, 17:45
Не кино хорошее, а история сильная. В фильме очень угадывается Астрахан - сразу определила, кто режиссёр. Актёры в его фильмах почему-то не по-настоящему, а очень по астрахановски начинают играть и выражать свои эмоции. Поппулизм. Хотя, повторюсь, история, взятая за основу, могла быть стать поводом превосходного фильма.
Но, по крайней мере, этот фильм пока лучшее из того, что я видела у Астрахана.
Очень хорошее кино, мурашки по коже пробегают в концовке, до чего же может довести людей зависть...особенно жутко осозновать что фильм по реальным событиям!
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...