По одноименной повести Чингиза Айтматова.
Десятилетний мальчик вместе с дедом, отцом и дядей впервые выходит на промысел. Hо охотников на тюленей подстерегает беда: на море опускается туман, и они теряют берег. Когда запасы пищи подходят к концу, мужчины решают ценой своей жизни сохранить жизнь мальчика...
Довольно странно воспринимать «Пегого пса» как гимн силе человеческого духа. Вот, мол, спасли ребенка ценой своей жизни. А если бы не спасли? Тут на самом деле вероятность счастливого исхода чрезвычайно мала. Сегодня сложно представить себе зрителя этого фильма, снятого с солдатской прямолинейностью и в своё время (в начале 90-х) получившего немало фестивальных призов. Кто этот зритель по профессии – разве только этнограф, антрополог или историк кино? В любом случае, это диковатая лента, тяжёлая для просмотра (а местами просто невыносимая). Выдержала ли она проверку временем? В каком-то смысле да – ведь, в сущности, призыв нивхов к богу ветра «Опрокидывай нас!» и бессвязный бред наркомана в иномарке «Ломай меня, ломай меня полностью!» – явления одного порядка.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...