Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Иоанна — женщина на папском престоле Иоанна — женщина на папском престоле

«Иоанна — женщина на папском престоле»: Феминизм разбушевался

Антон Сидоренко, 28 июня 2010 г.

ХХ век убедил нас в том, что женщина может все: летать в космос, получать Нобелевскую премию, переносить восемь тонн цемента за одну смену. Неженских профессий и должностей почти не осталось. Папа Римский — одна из них.

Но и эта цитадель мужского шовинизма падает в новой картине немецких кинематографистов по книге американской писательницы.

Немецкий режиссер с унисексуальным для русского уха именем-фамилией Зёнке Вортманн (мужчина на самом деле) расстарался продолжительной драмой из средневековой жизни. Обычно в кадр попадает позднее Средневековье с замками и крестовыми походами, а в данном случае мы видим экзотический девятый век, о котором средний зритель знает только, что тот когда-то был. В принципе, даже ученые знают о тех временах не так много. Хотя легенда о женщине на папском престоле, скорее всего, именно легенда. По крайней мере, никаких достоверных сведений о «папессе Иоанне» до сих пор нет. Зато сама история необыкновенно красивая, в приключенческом ключе: несколько лет Ватиканом, а значит, всем христианским миром (по крайней мере, западным), управляла дама, и все было хорошо, пока она не померла во время родов (!).

Вполне голливудский сюжет европеец Зёнке Вортманн облек в голливудскую же форму. Правда, по теперешним временам на грандиозное зрелище его картина все равно не тянет. Количеством массовых сцен «Женщина на папском престоле» очень напоминает кино класса «В» и выделяется только сюжетом да актерами, среди которых стоит отметить толстую ряху Джона Гудмена в роли предыдущего Папы. Некоторые из белорусских зрителей картины даже обозвали ее «Анастасией Слуцкой», принимая во внимание бедноватые массовые сцены, бюджетные костюмы и довольно примитивные диалоги. Лента и в целом строится на диалогах-монологах, смысл их сводится к следующему — женщины такие же крутые как мужчины и имеют право читать, писать и управлять государством.

Иоанна Вокалек и Дэвид Уэнхэм в фильме «Иоанна — женщина на папском престоле»
Иоанна Вокалек и Дэвид Уэнхэм в фильме «Иоанна — женщина на папском престоле»

Для нашего столетия мысль, мягко скажем, совсем не революционная. Для восьмого века, по представлениям авторов «Иоанны», жутко крамольная. Феминистический пафос в картине просто зашкаливает: многие мужики, включая священников, показаны исключительно как грубые и недалекие животные. Противопоставление «черное-белое» является главным недостатком ленты. Все персонажи поделены именно по этому признаку, естественно, женщины только в числе положительных. В результате конфликты в фильме кажутся абсолютно надуманными, в духе соцреализма, а игра актеров неубедительной. Тезка своей героини актриса Йоханна Вохалек быстро приедается однообразным страдальческим выражением лица. Из всех исполнителей стоит отметить вышеупомянутого Гудмена — его Папа если и не похож на правителя христианского мира, то, по крайней мере, смахивает на живого человека.

Никто не собирается, в том числе автор этих строк, отрицать половое равноправие. Парадоксально, но авторы «Иоанны» равноправия не жаждут: образованные женщины из фильма стремятся быть похожими на мужчин, поэтому готовы отказаться не только от традиционных женских обязанностей, но и от женского облика в целом. Маниакальное стремление выглядеть как мужчина попахивает определенными комплексами. Образованная героиня «Иоанны» рядилась в мужское и скрывала менструации, чтобы выжить среди средневековых варваров, но создается впечатление, что авторы картины имели в виду что-то совсем другое, к борьбе за равноправие отношение не имеющее. 

Пинать Ватикан и христианство в целом в мировом кино теперь не то что модно, а даже престижно. Еще не успела забыться история с «Кодом да Винчи» и «Ангелами и демонами», где Ватикан предстает перед широким потребителем массового  кинопродукта в образе преступной организации. Для публики поумнее недавно выпустили занудную «Агору» Алехандро Аменабара, где главная героиня, как и в «Иоанне», образованная женщина, противостоящая толпе грубых мужланов-христиан. Не хотелось бы выглядеть сторонником теории всемирного заговора, но на фоне сюжетов про священников-педофилов «Женщина на папском престоле» смотрится как еще одна антицерковная агитка. Довольно примитивная, но, как ни странно, промывающая мозги. Правда, в то, что женщина могла оказаться на папском престоле после просмотра все равно не веришь.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия