Антон Сидоренко, 21 сентября 2008 г.
«Гитлер капут!» должен был появиться еще 9 мая, но предсказуемо не появился. В принципе, для нового кинопоколения, живущего при капитализме, что 1945, что 1812 — один хрен, чему подтверждение такие опусы как «Мы из будущего». В эпоху стопроцентно коммерческого кино вообще никому нет дела, чего происходит на экране. Главное, чтобы оно приносило прибыль (см. «Самый лучший фильм» — лидер минского проката в 2008 году). К «Гитлеркапуту» отношение изначально было аналогичное. Интерес вызывал только один момент — не запретят ли фильм в РБ, где культ ВОВ заменил всю многовековую историю белорусского народа. Не запретили. Благо продюсеры за полтора месяца показали соответствующей комиссии черновой вариант и вырезали все скользкие моменты. Так что в белорусском варианте «Гителеркапута» не матерятся и сиськи демонстрируют в меру, что картине только на пользу пошло.
«Самый лучший фильм» поразил своим дилетантизмом, начиная с предсказуемо непрофессиональных персонажей телетусовки, занятых в ролях, оканчивая отсутствием внятного монтажа. С «Гитлеркапутом» дело получше. В нем снимались в основном настоящие актеры, на которых, по крайней мере, можно смотреть. Некоторые моменты новой ленты даже превосходят уровень телевизионного «Камедиклаба», который, в общем-то, на данный момент является эталоном экранного юмора для большинства зрителей «Капута».
Алексей Булдаков и Павел Деревянко в фильме «Гитлер капут!»
Закрадывается смутное подозрение, что под псевдонимом сценаристов «Гитлер капут!» скрывается мощная писательская глыба Владимира Сорокина. Очень уж содержание этого зрелища напоминает фирменный абсурд сорокинских творений. Ну вот «Месяц в Дахау», например, где тоже все персонажи одеты в нацистские мундиры, а по сути, наши, советские люди. В «Гитлеркапуте» та же история. Судите сами. Разведчик Шуренбург (Павел Деревянко) ездеит в гестапо на работу, будто в офис, по пути подмазывая толстого гаишника в немецкой каске. В гестапо-офисе общается с вышестоящими менеджерами-фюрерами, главный из которых (Афольф Гитлер, естественно) по степени истеричности ничем не отличается от президента какой-нибудь крупной фирмы. Свою телку — разведчицу Зину (Аню Семенович с действительно сверхвыдающимися актерскими данными) Шуренбург водит в эсэсовские гламурные клубы и кормит в драйв-ине «Елки-свастики». В общем, почти никакой пародии на Юлиана Семенова и фильм Татьяны Лиозновой. «Гитлеркапут» исключительно злободневен и предназначен, скорее, не для пэтэушников, а для многочисленных офисных гномов, которых по бывшему союзу расплодилось невидимо.
Ориентиром для авторов «Гитлеркапута» служили, вероятно, давнишние голливудские кинопародии братьев Цукеров. На фоне заокеанских подражателей Цукеров, которые ваяют одно за другим однотипные «Очень страшные кино», комедия про SS-менеджера Шуренбурга выглядит скорее сборником злободневных офисных анекдотов. В некоторых местах даже смешных. В общем, блюстители нравственности боялись совершенно зря: «Гитлер капут!» никак не повлияет на снижение норм общественной морали, потому что сам фильм — предсказуемый вариант нормы. Жалко, что все-таки не сорокинской.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...