Антон Сидоренко, 6 мая 2004 г.
Эти и другие вопросы невольно приходят в голову, когда смотришь «Монстра» Патти Дженкинс. Фильм немного затерялся на фоне остальных оскароносных лауреатов. Хотя, судя по отзывам на Kinopark.by, своего зрителя в Минске он все равно нашел, как и своих противников. Кто-то нашел историю чрезмерно скучной, а кто-то оказался впечатлен игрой тандема Терон-Риччи. Актерская игра и вправду основное блюдо этой картины. По своей композиции «Монстр» чем-то напоминает «Лолиту»: не нашедший до сих пор взаимности человек наконец обретает смысл жизни и путешествует с этим смыслом по дешевой американской глубинке. Сходство усиливается трагической развязкой по вине объекта страсти. Из-за предательства Лолиты Гумберт в итоге попадет в тюрьму, глупость и предательство возлюбленной приводят Эйлин в камеру смертников.
Кристина Риччи и Шарлиз Терон в фильме «Монстр»
«Монстр» — это классическая трагедия в духе «Хладнокровного убийства» Трумена Капоте, сделанная просто и понятно, максимально близко к первоисточнику. В США об истории Эйлин Уорнос до этого уже сняли два телевизионных фильма. Печальный конец этой женщины-убийцы стал для американских СМИ излюбленной темой, вроде «дела Симпсона». Таким образом, кассовому успеху этой экранизации не должно было помешать ничто. Авторы не стали перегружать картину излишними арт-деталями. Например, сюда так и просилась трясущаяся камера в стиле «Догмы». Для нечитавших американские газеты и несмотревших ТВ фильм Дженкинс выглядит уж очень простым, абсолютно без изысков. Нет в фильме и глобальных социальных выводов, пусть и не в марксистском стиле, но хоть немного намекающих на обыденность ситуации. Где, к слову, остальные проститутки? Или Эйлин Уорнос всегда оказывалась единственной у той обочины типичного американского шоссе?
Очевидно, что все свои призы «Монстр» получил не за социальную или художественную значимость. «Актерский подвиг» Шарлиз Терон, позволившей себя изуродовать покруче Николь Кидман в «Часах», вполне заслуживал «Оскара». Но самая вероятная причина успеха «Монстра» все же в его злободневности. За страшным ликом Эйлин Уорнос все-таки проступает Женщина. В последнее время экран переполнен феминистками и лесбиянками. Женщина уже не хочет быть женщиной. Киногероини становятся все жестче и жестче. При этом их пол отступает на второй план. Уродина в исполнении Шарлиз Терон всю жизнь стремиться быть женщиной, пусть и путем занятия проституцией. Желание достойное «Оскара».
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...