Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Невероятная жизнь Уолтера Митти Невероятная жизнь Уолтера Митти

«Невероятная жизнь Уолтера Митти»: В поисках человека

Антон Сидоренко, 7 января 2014 г.

Всеобщая эйфория и энтузиазм по поводу компьютерных спецэффектов заслонила собой тот факт, что в Голливуде как-то незаметно разучились снимать кино про обычных людей.

Нет, фильмы с живыми и неподвергшимися потом на компьютере обработке актерами, разумеется, по-прежнему выходят. Но в основном потоке картин почти перестали встречаться герои, которые могли бы ходить по соседним улицам и работать в соседнем офисе. Не супермены из комикса, криминальные таланты или юные комедийные обкурки, а те, кто больше всего похож на сидящих перед экраном.

Новая картина Бена Стиллера (и как режиссера в данном случае), несмотря на свою современность и подчеркнутую злободневность, приятное исключение. Ее герой,  жертва всеобщей дигитализации и интернетизации, подобно многим обладателям профессий прошлой эпохи, становится лишним в новом дивном мире социальных сетей и всепобедившего онлайна.

Неудивительно, что корни «Невероятной жизни Уолтера Митти» растут из времен американской Великой Депрессии. Основанный на рассказе 1939 года сценарий фильма пролежал в продюсерском портфеле почти 20 лет, вероятно дожидаясь нынешней Великой Рецессии, из которой, впрочем, Штаты постепенно выползают.

Собственно, именно об выползании из своего старого и привычного кокона рассказывает это очень простое и очень красивое, и очень жизнеутверждающее (вполне в классическом голливудском духе!) кино.

Бен Стиллер и Ширли Маклейн в фильме «Невероятная жизнь Уолтера Митти»
Бен Стиллер и Ширли Маклейн в фильме «Невероятная жизнь Уолтера Митти»

Не стоит искать в «Невероятной жизни Уолтера Митти» пособия по выходу из экономического тупика. В нем нет пенсионерского бурчания по поводу новых технологий, которые, вообще-то, и в самом деле, отдаляют людей от реальности. Зато есть вполне конкретный призыв искать в наступивших переменах только лучшее: проведя половину сорокалетней жизни в темной фотолаборатории крупнейшего издания Уолтер Митти наконец решается увидеть мир не через специальные очки для просмотра негативов.

Конечно, миллионы стоящих за прилавками каких-нибудь бутербродных американцев (и неамериканцев) сочли бы старую работу Уолтера Митти вполне необычной и интересной. Заведовать фотолабораторией крупнейшего иллюстрированного издания США, согласитесь, не самое скучное и монотонное в мире дело. Но решившись на перемены, герой Бена Стиллера обнаруживает, что видимых границ на этом свете практически не существует. И работа Стюарта Драйберга, оператора сериала «Преступная империя» и шедевральной экранизации Соммерсета Моэма «Разрисованная вуаль», в этом только убеждает.

Вслед за Уолтером Митти, зритель с легкостью бабочки перелетает из Гренландии в Исландию, из США в Гималаи, из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк. На известные по передачам типа «Нешнл джеографик» пейзажи при этом смотришь как в первый раз. Классические голливудские приемы на таком живописном фоне выглядят обновленными, а итоговый призыв ловить счастье здесь и сейчас в самых простых его проявлениях — совсем не банальным.

Кристен Уиг в фильме «Невероятная жизнь Уолтера Митти»
Кристен Уиг в фильме «Невероятная жизнь Уолтера Митти»

Подобно одному древнегреческому философу, который шокировал современников зажженным фонарем среди ясного дня, Уолтер Митти весь фильм находится в поисках нужного ему человека. Вместе с ним участвуют в поисках и создатели этого фильма,  пытаясь найти нового героя кинематографа ХХI века. В чем-то их поиски увенчались успехом: «Невероятная жизнь Уолтера Митти», удачный образец современного драмеди, невероятна еще и тем, что, похоже, сумела собрать в зрительном зале разнонаправленные аудитории.

Роуд-муви Бена Стиллера имеет отчетливый привкус психоделической революции конца шестидесятых. Путешествуя в поисках знаменитого фотографа, персонажа Шона Пенна (о как он к месту в этой эпизодической роли!), Уолтер Митти путешествует внутрь самого себя, как и герои знаменитых фильмов-прозрений шестидесятых-семидесятых. И немудреная, на первый взгляд, история начинает выглядеть куда более сложной и интересной. Причем, ей не мешает ни откровенный продакт-плейсмент, который, судя по масштабу заказчиков, должен был окупить фильм еще до старта в прокате, ни определенный минимализм в кадре, который, впрочем, никогда не был помехой, а сейчас опять вошел в моду.

Отдельного упоминания заслуживает саундтрек фильма, который делает его по-настоящему объемным и эмоциональным. Одна сцена под «Space Oddity» Дэвида Боуи сама по себе вполне может стать событием музыкального киногода.

Смена технологического уклада, так больно ударившая по самому массовому из искусств, отдаляет и разобщает посетителей кинотеатров. «Невероятная жизнь Уолтера Митти» своим простым, но эффектным сочетанием зрелищности и умело поданной философии зрительный зал объединяет. Будем надеяться, во что-то хорошее.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия